Как мы поднимались на Эльбрус в августе 2014

Рассказ от Станислава Объедкова, который поднимался на Эльбрус в августе 2014 года с клубом «Страху Нет». Он полезен тем, кто только собирается в восхождение на Эльбрус – чтобы лучше понимать, что вас ждет и к чему готовиться.

Это замечательный рассказ от Станислава Объедкова, который вместе с нами совершал восхождение на Эльбрус в августе 2014 года. Этот рассказ будет полезен и нам, организаторам и инструкторам — для лучшего понимания наших клиентов, их чувств, страхов, проблем. И также очень полезен тем, кто только собирается пойти с нами на Эльбрус. Не только для того, чтобы лучше понимать, что их ждет в походе и к чему следует готовиться. Но и просто в качестве моральной поддержки, которая необходима нам всем, когда мы беремся за что-то, чего никогда раньше не делали.

В ПОХОДЫ ХОДИЛ С ДЕТСТВА...

Пожалуй, все началось, когда я был еще совсем мелким. Мой отец каждый год ходил в горы со своими единомышленниками. И на протяжении всей своей жизни я слушал его рассказы про горные походы. Когда я уже подрос и учился в школе, отец брал меня с собой в походы. Только это были водные походы в Карелии. Но и там от участников группы я постоянно слышал, как же все-таки отличается горный поход от водного.

Мысль о том, что я когда-нибудь тоже обязательно схожу в горы, сопровождала меня буквально на протяжении всей моей жизни. Но потом был институт (студенческое безденежье); армия; начало трудовой карьеры, когда о серьезных поездках я даже не думал ввиду все того же небольшого дохода… И вот к тридцати годам это случилось! А случилось это следующим образом.

После посещения Европейского горнолыжного курорта ко мне подошел приятель и заявил, что имеет желание скатиться на сноуборде с вершины Европы. Что он, мол, уже все продумал: и маршрут, и прочее. В тот момент я был еще совсем далек от горных походов, но из рассказов папы я знал, что это очень нелегко. О чем ему и попытался рассказать. На что он махнул рукой и сказал: «Да ладно тебе! Там делать нечего!». И тут я решил разобраться, кто же все-таки из нас прав.

НАЧАЛ ИСКАТЬ КЛУБ

Забил в поисковик «восхождение на Эльбрус». И первым выпал сайт «Страху Нет». Сразу оговорюсь, что на другие сайты я после этого даже не заходил. «Страху Нет» оказался очень насыщенным и подробным в плане информации. Я с головой погрузился в его изучение. И когда я дошел до рассказов, завис там на неделю =)

Сразу отправил ссылку тому приятелю, который собирался съехать с Эльбруса на доске. И предложил почитать рассказы людей, которые там были… На что он сказал: «Мне кажется, все-таки это не так тяжело, как они пишут». То есть, даже это его не убедило! Впрочем, хватит об этом приятеле, потому что в итоге он все равно слился.

А я продолжил изучение сайта «Страху Нет», чтение рассказов и т. д. И тут в мою голову начали закрадываться мысли. А почему бы не поставить себе цель и не пойти в горы?! В конце концов, ты всегда хотел попробовать. Планов на летний отпуск еще не строил (это был конец зимы). Ну и проверить себя на прочность наконец. И самым главным аргументом стало конечно — когда, если не сейчас??? 30 лет. Если сейчас заочкую и не соберусь, дальше точно будет уже не до этого — дети, семейная жизнь, пускание корней и т. д. И так я начал планировать свой поход.

На протяжении всех этих шести месяцев я до конца не верил, что все-таки соберусь. Я сразу озвучил эту мысль своей супруге Олечке (так я ее называю со дня нашего знакомства, поэтому здесь и далее я ее буду называть так же), она отреагировала без особого энтузиазма. Но сказала, что тоже всегда мечтала сходить в горы, за что я и ухватился =) Потом было приведено еще бесчисленное количество аргументов и доводов, чтоб убедить ее, что это необходимо сделать. Что это необходимо сделать именно вместе. И именно сейчас.

Потом были подсчитаны приблизительные расходы на это мероприятие вместе с билетами, туром, покупкой необходимого снаряжения и расходами помимо этого. Сумма выходила неподъемная! Эта мысль снова меня осадила. Я уже начал помышлять о том, чтобы пойти одному, тем более что Олечка особо не горит желанием. Я бы даже сказал — вообще не горит =)

Но потом во время очередных размышлений об этом походе я прямо вслух сказал себе, что к августу обязательно соберу необходимую сумму. И мы поедем в горы. В противном случае буду считать себя и ее тряпками. После этого непродолжительного разговора с собой я точно понял, что в августе у нас состоится восхождение на Эльбрус. До похода оставалось около трех месяцев.

ПОДГОТОВКА К ВОСХОЖДЕНИЮ НА ЭЛЬБРУС

Теперь предстояла физическая подготовка. Как и многие, в юности я увлекался различными видами спорта, но на данный момент сидячая работа и малоподвижный образ жизни вкупе с вредными привычками почти окончательно убили во мне того спортсмена, коим я когда-то себя считал. Нужно было начинать практически с нуля. Не скажу, что я прям активно приступил к тренировкам, но хотя бы два-три раза в неделю я старался пробегать по 5-6 км. Собственно, больше-то я ничем и не занимался.

Просто бегал, чтобы развить дыхалку, и немного ограничил себя в еде, чтобы к походу хоть немного сбросить вес. К походу я сбросил 5 кг. А насчет дыхалки — не знаю, хотя на сайте написано, что если ты пробегаешь за час 10-12 км, то условно можешь считать себя подготовленным. За две недели до похода я устроил себе марафон и за час пробежал ровно 11 км. Тут я немного успокоился, до этого очень переживал, что не готов физически и что сдохну на восхождении. За Олечку не переживал, потому что пока я вел свой малоподвижный образ жизни, она поддерживала себя в форме и регулярно посещала занятия аэробикой.

Где-то за месяц до похода съездили в Москву, купили ботинки, рюкзаки, куртку «ГорТекс», всякие полезные мелочи и нескоропортящиеся продукты к походу. В этот момент начало приходить осознание того, что поход уже совсем не за горами. И от этого становилось еще страшнее.

Обычно за месяц до отпуска начинаешь активно его ждать и представлять, как будешь собирать вещи, садиться в самолет или поезд. Работоспособность падает, и ты становишься каким-то мечтательным и рассеянным. Здесь такого не было. Был постоянный внутренний мандраж и какой-то еле уловимый страх — а вдруг я не смогу?! А вдруг я не справлюсь?! А вдруг мне будет так тяжело, что я сдамся?! Такие мысли, как правило, гнались в шею =)

После покупки снаряжения было решено сделать пару походов выходного дня, чтобы ощутить вес рюкзака, почувствовать нагрузку, потому что я вообще никогда в своей жизни не ходил на большие расстояния, а тем более с таким весом. Эти походы решено было сделать после прочтения рассказов, которые опубликованы на сайте.

Вообще эти рассказы сыграли огромнейшую роль именно в моральной подготовке. Мной были прочитаны все рассказы по два раза, и благодаря этому я понимал, что хотя бы теоретически знаю, что нас ждет. И вот многие писали, что для них были просто шоком первые 1-2 перехода, что рюкзак просто убивал. Поэтому мы решили немного подготовиться в этом плане. Не думаю, что эти два похода сыграли большую роль в нашей физ. подготовке, но лишними они точно не были.

В этих походах мой рюкзак весил 35 кг. Мне он казался ОЧЕНЬ тяжелым. Но вода постепенно выпивалась, и тридцатикилограммовый рюкзак казался мне вполне приемлемым. Я успокаивал себя тем, что когда пойдем в горы, я уложусь в 30 кг. В идеале — до 30-ти.

За день до отъезда в горы был собран рюкзак. 33 кг. У меня легкий шок. Я понимаю, что дальше он будет только тяжелеть — общественное снаряжение, прокатное личное снаряжение и т. д. Но! Пути назад уже нет, и вот мы уже в поезде на Пятигорск.

Обычно в поездах я всю дорогу пью! Так время проходит быстрее и веселее, я называю это алко-телепортация =) Здесь же дорога была непривычно долгой и относительно скучной. Я решил воздержаться от алко-телепортации, чтобы не сдохнуть в первый же день похода. Чем больше приближались к пункту назначения, тем больше нарастал внутренний страх. Но, с другой стороны, уже хотелось ринуться в бой. В конце концов, полгода этого ждал.

Ну вот мы уже в Пятигорске. Встреча с группой. Без лишних церемоний выдается прокатное снаряжение, усаживаемся в газели и едем в горы. Настроение потрясающее! Наконец-то все началось =)

Народу получилось около 30-ти человек, поэтому нас разбили на две группы. Потом мы приехали в поселок Терскол, и нам выдали общественное снаряжение. К моим 33 кг прибавились: кошки, обвязка, ледоруб, палки, два баллона с газом, каска и палатка. С трудом надев рюкзак, понимаю, что он ГОРАЗДО тяжелее 35-ти кг. Но я не стал утруждать себя расчетами, не время было роптать.

Уже в конце похода я посмотрел вес палатки и прикинул, что первые четыре дня (самые тяжелые переходы с рюкзаками) мой рюкзак вместе с бутылкой воды весил минимум 40 кг. Во время дождя, когда все вещи и палатка мокрые, думаю, под 45 кг. Но в тот момент я об этом еще не думал. И мы двинулись.

Казалось, все тело было напряжено от такой тяжести. Но это, наверное, больше от страха. Потому что в первый день у нас и перехода как такового не было. Мы прошли минут 15-20 и встали лагерем.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Акклиматизационный выход налегке. Подъем на гору Чегет.

Все рвутся в бой. На первом же подъеме инструктор Ваня нас одергивает — не спешите, мол, — сдохнете. Сам идет медленно-медленно (как мне тогда казалось, с каждым следующим днем мы будем идти еще медленнее). И вправду: буквально через пять минут все задышали, а Ваня спокойным шагом нас обгоняет.

Первый привал. От начала подъема прошло максимум минут 20. Кажется, что легкие сейчас разорвутся. Понимаю, что мой 12-километровый забег дома — просто ничто по сравнению с этим подъемом.

На привале Ваня уходит с тропинки куда-то в кусты и зовет нас. Непонятно! Идем за ним, проходим через кусты, и ба! Перед нами Эльбрус. Он так далеко. Он кажется не таким уж и большим, но видно, что он больше всех. Все схватились за фотоаппараты. Мы еще не знали, что ближайшие три дня мы его не увидим. В тот день погода испортилась на три дня…

Но сейчас светит солнце, погода прекрасная. Утро. Настроение на высоте. И мы поднимаемся все выше и выше по горе Чегет. Виды открываются потрясающие. Идем медленно. Я все время сосредотачиваюсь на дыхании и стараюсь не сбиваться с ритма.

Потом Ваня нам показал специальную технику дыхания в горах. Оказалось, ничего сложного: вдох, выдох — на выдохе шаг (левой ногой); вдох, выдох — на выдохе шаг (правой ногой) и т. д. Ваня сказал, что так можно бесконечно идти. Попробовал — действительно! Практически нет одышки. Но так получается ЕЩЕ МЕДЛЕННЕЙ! В первый день меня удивлял наш темп ходьбы. Все время думал о том, как же так медленно ходят в горах?! Как таким темпом можно вообще куда-то дойти…

Но тем не менее поднимаемся. Вот уже и снежочек показался, и уже не так жарко. Ваня говорит, что поднялись выше 3000 м. Я никак этого не ощущаю, а кто-то начинает жаловаться на тошноту, головокружение…

До вершины Чегета не доходим считанные метры. Погода резко портится, мы начинаем спуск. Облака не сверху, как мы привыкли, а вокруг нас. Особенно удивляет гром, который гремит не сверху, как обычно, а откуда-то сбоку и даже снизу. Потрясающе! Первые впечатления.

Спускаться тяжело. Уже чувствуется усталость. Доходим до первой ступени канатки — оттуда в Терскол спускаемся на ней. Обедаем в кафе и идем в лагерь. Дождик уже идет не переставая. В лагере практически сразу расходимся по палаткам. Устали. Кто-то остается у костра и играет в мафию.

Завтра предстоит такой же подъем, только с тяжеленными рюкзаками. Эта мысль не дает покоя. Страх не отступает. Успокаивает только то, что не ты первый, не ты последний. Все как-то справляются — значит, и ты справишься. И вспоминается из рассказов: многие пишут, что первые 2-3 дня самые тяжелые, дальше легче.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Мы с Олечкой дежурим.

Встаем в 4 утра и готовим завтрак. Под дождем с фонариками. Все мокрое, холодное и противное. Дождик не прекращался всю ночь.

Завтракаем. Собираем лагерь. Мокрая палатка весит в полтора раза тяжелее. Рюкзак просто неподъемный! Взвалить его на плечи — целый подвиг. Проходим через поселок и начинаем подъем. Идем медленнее, чем вчера. Оно и понятно — вчера шли налегке. Я практически сразу оказываюсь в числе отстающих, за мной только две девушки. И почти на протяжении всего похода мы так и будем идти — из парней я самый последний…

Дождик идет практически не переставая. Иногда на короткое время заканчивается, но потом начинается с новой силой. На привалах становится ужасно холодно. Во время движения с рюкзаком как-то более-менее тепло. Промокает даже хваленый «ГорТекс». Под ветровкой футболка мокрая хоть выжимай, то ли от дождя, то ли от пота. Поэтому не надеваю кофту, чтобы по приходу на стоянку была хоть какая-то сухая вещь согреться.

Тем временем добрались до водопада Девичьи косы. Холодно, сыро, дождик не прекращается, поэтому надолго там не задерживаемся. Тем не менее Роман из нашей группы даже искупаться осмелился. Выглядело это круто, фотки клевые получились =)

Двинули дальше. От водопада до обсерватории шли уже без привалов. Лидеры вырвались далеко вперед, и было непонятно, сколько еще идти.

Иду медленно, дышу шумно и тяжело, постоянно сосредотачиваюсь на дыхании, внутри мокрый от пота, снаружи — от дождя, рюкзак неумолимо тянет к земле. Но при этом вот что интересно: тебе безумно тяжело и неприятно, ты находишься в непривычной, чуждой для себя среде, но при всем при этом испытываешь какой-то странный, садомазохистский кайф от всего этого. Не от того, что здесь «так красиво» (красоты-то не было: кругом мокрые камни, а дальше туман), а именно что ты идешь и прешь этот тяжеленный рюкзак! Может быть, это была какая-то подсознательная радость от того, что ты еще можешь идти. Не знаю! Но вот это чувство я запомнил хорошо.

Как назло, на этом переходе у меня начало дико сводить мышцы. Почему-то подумалось, что им перестало хватать кислорода. Пробовал сбавлять и без того низкий темп — помогало. Но меня стали обгонять девочки, которые шли самыми последними. Ускорял шаг — опять начинало сводить мышцы. Они просто деревенели, появлялась жуткая ломота. Останавливался, растирал их прямо палками, которые были в руках — не помогало. Приходилось снова сбавлять темп и не до конца разгибать ноги… В общем, вот так, борясь с собой, кое-как добрались до обсерватории.

Крайний переход оказался очень длинным, без привалов. Когда дошел до лагеря и сбросил рюкзак, резко ощутил признаки высоты. Жутко кружилась голова, одышка возникала от любой нагрузки. Буквально взять котелок с водой и отнести его на 5 метров — начинал дышать, как будто дома забежал на восьмой этаж, без преувеличений (!)

А между тем дождик на время прекратился, и даже начали подсыхать вещи. Так что приготовить еду, поесть и поставить палатки в тот день нам удалось без дождя.

А потом было принято решение искупаться в горном ручье, потому что понимали — это последняя возможность помыться до конца похода. Знаете, я каждый год купаюсь зимой на Крещение, но здесь мне показалось, что вода в два раза холоднее. Как только вошел в воду, ноги моментально застыли. Говорю — даже зимой в проруби такого нет… В общем, ополоснулись с горем пополам.

Вечер был теплым и безветренным, практически без дождя. Было так комфортно и уютно, что даже позволил себе 100 грамм коньяка. Расслабило и согрело изнутри. Кайф =)

С УТРА ОПЯТЬ ПОШЕЛ ДОЖДЬ

Встали, позавтракали, быстро собрали лагерь и двинулись в путь. Вокруг облака. Дождик как будто висит в воздухе. Мокрые камни. Видимость 100-150 метров.

Идти как будто действительно стало легче (организм привыкает). Дышится относительно легко, ноги сводить перестало. Я уже не самый последний, а иду где-то в серединке. В какой-то момент поймал себя на том, что настолько сосредотачиваюсь на дыхании, что порой иду по краю обрыва и даже не отдаю себе отчета, что стоит оступиться, и буду кувыркаться с рюкзаком по этим камням метров 150. И непонятно, что от тебя после этого останется… А ты идешь и просто стараешься как можно ритмичнее синхронизировать шаги с дыханием.

В какой-то момент шли по такой узкой тропинке: слева крутой обрыв метров сто, справа — огромные валуны и практически отвесная стена. Идешь и балансируешь на этой тропке. А повсеместно на тропинке попадается навоз. Спрашиваем у Вани — горные козлы здесь, что ли, гуляют? Видели, мол, пару часов назад. Нет, — говорит, — это конский навоз. Здесь люди на лошадях ездят. Даже не поверили. КАК здесь может лошадь пройти, если мы (двуногие) здесь балансируем.

Но не проходит и получаса, как в доказательство Ваниных слов из тумана выходит лошадь, на ней ВЕРХОМ джигит, а сзади привязана еще одна лошадь, навьюченная мешками. И они довольно бодрым и уверенным шагом спокойно проходят мимо нас прямо по краю этой пропасти. Сказать, что мы были ошарашены — не сказать ничего…

Так мы добрались до ледовой базы. Высота примерно 3300 м. Здесь уже местами лежит снег. На этом снегу мы потренировались ходить в кошках и зарубаться при срыве. Рутина!

Сегодняшний переход дался легче. И по времени он, кажется, был поменьше. Да и организм уже привыкает.

Сегодня ночуем в домике! Радость! Не надо ставить палатки под дождем, не надо в них ютиться и укрываться от капающего с потолка конденсата. Этот деревянный настил, на который легли восемь человек, показался нам периной. Было тепло и удобно.

Гор мы пока так и не увидели. Облака и туман…

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЛЕДНИК

Дошли до ледника, обрядились в кошки, надели обвязки, взяли ледорубы, встегнулись в одну веревку и двинули. Ничего необычного. Т. к. все были в одной связке, шли очень медленно. Просто шли по мокрому снегу. Иногда останавливались, и по очереди перешагивали через трещины в леднике, которые были скрыты под снегом. Одно мне было непонятно — как Ваня их определял? Опыт! Перешагиваешь через трещину, смотришь вниз, а у нее даже дна не видно. Это было интересно.

Перешли через ледник. Дальше уже пошли без связки. Здесь уже широченная дорога, а не тропинка, ездят ратраки и снегоходы. Как странно: два дня шли-шли, все время казалось, что все дальше и дальше от цивилизации, и тут НА тебе — снова шум моторов, запах выхлопных газов и толпы людей…

Здесь уже дождь сменился снегом. По-прежнему все в облаках и ничего не видать. Поднимаемся по снегу в крутую гору. Снова становится тяжело дышать. На привалах нужно некоторое время, чтобы отдышаться. Холодно, ветрено, метель. На привалах, пока ждем отстающих, замерзаем настолько, что начинаем как пингвины сбиваться в кучу — так теплее =)

В конце концов доходим до высоты 4200 м и встаем лагерем. Ваня говорит, что это знаменитый Приют 11. Я думал, что здесь целый городок, но кажется, что мы здесь совсем одни. Только иногда в тумане проносится снегоход или ратрак, но их даже не видно. Встали на небольшой площадке между скалами. Поставили палатки, прижали их камнями (ветер жуткий) и построили из снега стены от ветра.

Здесь снова стал ощущаться недостаток кислорода. После каждого движения нужно постоять, отдышаться…

Но самым запоминающимся в этот день было то, что пока мы устраивали свой лагерь, в какой-то момент небо начало светлеть, светлеть… И вдруг в облаках образовалось окно, и нам открылся Эльбрус! ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ!!! Оказывается, мы уже два дня по нему шли, просто его не было видно из-за облаков, и сейчас мы находились в том месте, откуда будем штурмовать вершину! Это был настоящий праздник! Народ ликовал! Все забыли про свою усталость и тяжелое дыхание, похватали свои фотоаппараты и бросились снимать =) Он казался таким огромным и обманчиво близким. Это незабываемо!

Он нам показался буквально на пару минут, потом снова скрылся в облаках… Но погода постепенно все-таки наладилась. Ветер не стих, но облака почти рассеялись, и мы наконец-то все увидели: и наши предыдущие стоянки, и панораму главного Кавказского хребта, и Приют 11 — мы, оказывается, прошли мимо него, поднялись метров на 50 и встали лагерем.

Всю ночь палатку сотрясало от ветра. Спать на снегу, оказывается, можно. Но холодно. Я спал в спальнике и в пуховике. Конденсат здесь не только сверху на потолке, но и снизу на коврах, спальник с утра по-любому мокрый…

АККЛИМАТИЗАЦИОННЫЙ ВЫХОД НАЛЕГКЕ К СКАЛАМ ПАСТУХОВА

Подъем в этот день был в полчетвертого утра. Было ветреное и морозное утро. В темноте было хорошо видно, как на восхождение идет огромное количество групп с фонариками на головах. На седловину тянулась непрерывная цепочка маленьких огоньков, начиная от скал Пастухова и заканчивая выходом с Косой полки. Народ шел на восхождение, а мы ждали, когда дежурные приготовят завтрак. И рассвета, чтобы хоть немного согреться.

А потом наступил рассвет. Вот говорят, что рассвет в горах — это что-то неописуемое. Полностью с этим согласен и даже не буду пытаться его описать. А Эльбрус в лучах рассветного солнца особенно красив =) И огромная тень, которую он при этом отбрасывает на небо, просто гипнотизирует. Масштабы поражают воображение!

В общем, встретили мы рассвет, не спеша позавтракали, не спеша собрались и вышли, когда солнце было уже высоко.

Поначалу идти было легко, я даже шел наравне с лидерами. Но к середине пути начал отставать. Если до этого я не мог идти, потому что мне просто не хватало дыхалки — казалось, будто легкие сейчас разорвутся — то теперь мне и дыхалки хватало, и силы в ногах.

Но если я пытался за кем-то успеть и выбивался из своего ритма, у меня начинало бешено колотиться сердце. Приходилось вообще останавливаться, потому что продолжать движение с таким пульсом было просто страшно.

В эти моменты все время думалось: «Вот что имел в виду Владимир Семеныч, когда сочинял «И сердце готово к вершине бежать из груди…» =) Почему-то именно на этом выходе на меня очень сильно действовали его песни, которые постоянно проносились голове. Мне уже представлялось, как я стою на вершине, а в голове звучит: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…». Потом представлялось, как я иду вниз с вершины, а в голове: «Но спускаемся мы с покоренных вершин, оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце…». Вы понимаете, да? Я иду на аклиматизацию, едва дышу и еле переставляю ноги, но уже представляю, как спущусь с вершины и отправлю папе СМС-ку «Спустились с вершины». Причем эти мысли пробирали меня до мурашек, до слез… Может, это дефицит кислорода так сказывался на моем сознании… Я не знаю. Но так было…

Потом в какой-то момент Олечка устала бороться с собой… Она начала сильно отставать и часто останавливаться. Я спустился к ней и уже без слов понял, что она вот-вот сдастся. Это трудно понять тем, кто не был там. Но тогда я ее прекрасно понимал, потому что сам уже был на грани. И начинал подумывать, зачем мне все это надо, и все такое. Но если про себя точно знал, что буду идти до тех пор, пока мои ноги не перестанут двигаться, то за Олечку я ручаться не мог. Я видел, что она на пределе, причем понимал, что это именно моральный предел, до физического еще далеко… Она сказала, что дальше не пойдет. И что на штурм вершины тоже не пойдет.

Это был непростой разговор со слезами, истериками, уговорами, всевозможными доводами и обещаниями сделать все что угодно, если дойдет со мной до вершины. И она пошла дальше…

Тяжелый момент. Очень хорошо мне запомнился. Я видел и слышал, что она плачет, но даже не видел ее слез и гримас, потому что глаза все время скрыты очками, а лицо балаклавой. Может и хорошо, что не видел — иначе сам бы разрыдался…

Мы прошли еще чуть-чуть, дошли до 5000 м. Я думал, что мы должны дойти до седловины, но Ваня сказал, что сегодняшняя программа выполнена. Я был удовлетворен. И мы начали спуск.

Спускаться было легче и быстрее. Но спуск тоже занял около двух часов. И я хорошо помню, как в момент спуска почувствовал, что все происходящее как сон. Как будто я наблюдаю за собой со стороны. Дальше это состояние только усиливалось, мне казалось, что я уже не контролирую свое тело и иду чисто на автомате. Когда мы дошли до лагеря, у меня было чувство сильнейшего наркотического опьянения. Я понимал, что мой разум чем-то затуманен, я не могу здраво мыслить. Спустя час это ощущение стало постепенно проходить. Наверное, это и было кислородное голодание… Было любопытно такое ощутить.

ПЕРЕЕЗД В ПРИЮТ

Это был первый день за весь поход, когда мы никуда не шли. Погода была прекрасной, но прогноз был неутешительным. Инструкторы предложили переехать в Приют 11, и большинством голосов было принято решение переехать.

Мы собрали лагерь и перешли в вагончики. К вечеру разместились в своих «номерах» =) Номера представляют собой комнаты с двумя огромными деревянными полками (верхней и нижней), на каждой из которых размещались до 8-ми человек. Еще была основная комната, где стоит большой стол со скамейками, за которым мы ели и проводили свободное время. Вот, собственно, и все удобства. Но по сравнению с палатками это был РАЙ! Особенно в условиях снега и непогоды. Здесь мы хотя бы могли проводить время вместе, играть в игры, беседовать и т. д. Если бы жили в лагере, все, чем могли бы заниматься в непогоду — это лежать в своих палатках и медленно сходить с ума от скуки.

Когда мы заселились в свой «блок», одна из комнат была занята. Сказали, что группа ушла на восхождение. К вечеру погода начала портиться. И часам к трем-четырем окончательно испортилась. Чтобы хоть как-то описать, что такое непогода в горах, расскажу, как Ваня решил открыть входную дверь во время метели.

Дверь железная, закрыта на массивный крючок. Ваня снимает крючок с петли и аккуратно приоткрывает дверь наружу. В этот момент в долю секунды дверь порывом ветра распахивается с такой силой, что Ваня вылетает с ней на улицу. К нему моментально подбегает еще кто-то, и они вдвоем быстро закрывают дверь. Ваня хватается за руку, потому что ее дверью дернуло с такой силой, что чуть не вывихнуло.

Я стоял в конце комнаты, в трех метрах от двери, но меня за эти две секунды, пока дверь была открыта, так осыпало снегом, будто я только что вошел с улицы. Чтобы перейти из одного блока в другой, нужно было пройти по улице 5-6 метров. Люди приходили из соседнего блока полностью заснеженные, причем их заметало со всех сторон, пока они пробегали эти 6 метров. Вот что такое непогода в горах.

И в это время, вот в такую погоду, группа, которая заняла соседнюю с нами комнату, спускалась с вершины. Было даже немного страшно за них…

Но. Через некоторое время стук в дверь, и входит мужичок в кошках. Понятно, что это представитель той группы… Я думал, что они вернутся как снеговики, но нет. Он был практически не заснежен. Начал раздеваться, а Ваня начал его расспрашивать. Тот сказал, что погода на спуске испортилась, начал спрашивать про нас. Потом говорит: «Ну ничего! Вы все молодые — справитесь. Это у нас я самый младший, мне 50. А там спускаются шестидесяти- и СЕМИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (!!!) альпинисты…». Извините, но я просто ОХЕРЕЛ от его слов…

Потом эти альпинисты вошли в вагончик. Я не мог оторвать от них взгляда. На тот момент они для меня были богами, спустившимися с небес. И до сих пор, вспоминая этих мужчин, я проникаюсь глубочайшим уважением к ним. Настоящие герои!!! В семьдесят лет! В условиях непогоды! Просто пример для подражания!

Потом мы легли спать. В приюте мы ложились в пять-шесть часов вечера. Потому что подъем планировался на час ночи. Нам предстоял штурм вершины. Разумеется, я не мог уснуть и слушал разговоры этой спустившейся группы. Они говорили, что в какой-то момент так завьюжило, что они потеряли все ориентиры и боялись, что реально могут не спуститься вниз. Подумать только, и они так спокойно об этом говорят!..

В час ночи я проснулся. Ваня стоял у окна и смотрел то в окно, то на телефон. Я наблюдал за ним минут 15. Было видно, что ему предстоит оценить погодные условия и принять непростое решение — вести группу на вершину или нет. Ответственный шаг! В следующий раз я открыл глаза, когда было уже светло. Я понял, что решение было принято отрицательное…

И СНОВА ПОГОДЫ НЕТ...

В этот день погода в Приюте была просто прекрасной. Самой теплой и благоприятной за весь наш поход. На небе ни облачка, пригревало солнышко, на крышах таял снег, ветра практически не было. Народ гулял и фотографировался. Некоторые даже загорали. Лепили снеговика. В общем, кто чем занимался. И даже не верилось, что не пошли наверх из-за погоды.

Хотя было видно, что за вершину зацепилось облако и никак не желало от нее отцепляться, даже несмотря на сильнейший ветер наверху, который сдувал с вершины серьезные снежные флаги.

Спустившаяся накануне с вершины группа собиралась вниз, в тепло и цивилизацию. А я сидел, смотрел, как они пакуют рюкзаки, и так им завидовал. Откровенно говоря, даже не знаю, из-за чего больше. Что они были вчера на вершине, или что завтра испытают все блага цивилизации. Наверное и из-за первого, и из-за второго =)

А нам тем временем предстояло еще один день скоротать за играми, прогулками и прочими радостями, которые можно придумать в ожидании погоды в Приюте 11…

И снова отбой в пять часов. И снова некрепкий, тревожный сон, даже несмотря на принятое снотворное. И снова просыпаюсь посреди ночи и вижу Ваню, стоящего у окна с телефоном, всматривающегося в черное небо через приоткрытое окно и пытающегося осветить пролетающие облака своим налобным фонариком… Спрашиваю шепотом: «Вань, ну что?». И по его какому-то недоброму молчанию понимаю, что сегодня снова никуда не идем…

ДЕНЬ СУРКА

Все то же, что и вчера. Только погода уже не такая сказочная. Сравнительно ветрено, туманно, периодически идет снег. И глядя на всю эту картину, остается все меньше и меньше надежды на то, что завтра распогодится. А ведь завтра наш последний день, последний шанс подняться на вершину Эльбруса в этом походе. Если завтра не идем наверх, то спускаемся вниз.

И если быть до конца с собой откровенным, то уже даже не понятно, чего хочется больше, вверх или вниз. Но мы же пришли сюда для одной цели. И как бы не ехала крыша от скуки, настраиваюсь на восхождение и молюсь, чтобы завтра Эльбрус сжалился над нами и все-таки позвал в гости…

РЕШЕНИЕ О ВОСХОЖДЕНИИ НА ЭЛЬБРУС

Снова просыпаюсь ночью. Та же картина: Ваня с включенным налобным фонариком у окна с телефоном в руке.

- Вань! Ну чего???

- Идем!

Не верю своим ушам! Вскакиваю как ужаленный, ударяясь головой о верхний ярус. Начинаю трясти жену: «Олечка!!! Идем!!!». Даже представить себе не мог, что я буду так радоваться тому, чтобы вылезти посреди ночи из теплой постели и пойти на мороз и ветер. И еще 10 часов идти неизвестно куда.

Встаем, одеваемся. Легкий завтрак. Все самые теплые вещи на себя. Кошки. Выхожу на улицу. А на улице красота. Черное небо, светит огромная полная луна, ни малейшего ветерка, легкий, достаточно комфортный морозец. Теперь я понял, какой именно погоды мы ждали. И, слава богу, дождались.

Из нашей группы не идут двое: Олечкина сестра Света — ввиду слишком низкого темпа ходьбы. И Роман — наш лидер, который весь поход шел первым, но заболел и решил не идти.

Все остальные вышли двумя связками. Основная большая связка и наша — маленькая, в которой был только второй инструктор Игорь и мы с Олечкой.

Я даже не включал свой налобный фонарик, потому что полная луна прекрасно освещала склон и все вокруг.

Шли очень медленно. Поскольку все первые дни я был в числе отстающих, темп был для меня вполне комфортным, даже слегка медленным. Потому что уже у скал Пастухова ветер стал достаточно плотным, все начали замерзать. Особенно мерзли ноги. Приходилось каждый шаг двигать пальцами, чтобы они окончательно не отмерзли. У меня чувствительность больших пальцев ног вернулась только месяца через 2-3 после похода.

Но вот мы прошли скалы Пастухова. Начало светать. Встретили рассвет в районе выхода на Косую полку. Там у нас был довольно долгий привал, во время которого все замерзли еще сильнее. Чем выше поднимались, тем ветер становился сильнее. Мне, например, вообще не хотелось останавливаться.

На Косую полку наша маленькая связка вышла первой. Мы шли чуть быстрее большой связки. Косая Полка показалась мне просто бесконечной. Именно там меня начали посещать мысли, что вот еще один шаг, и я больше не смогу идти вверх. Я сильно замедлял темп, периодически и вовсе останавливался, извиняясь перед своими товарищами за свою слабость. Олечка, на удивление, шла очень бодро, что очень меня радовало, потому что перед штурмом я больше переживал за нее, чем за себя. Перед выходом на седловину Олечка у меня даже рюкзак забрала, потому что силы меня совсем покинули.

Но вот уже и седловина. Большой привал. Ждем своих. Позади уже 7 часов подъема, которые пролетели незаметно. Солнышко уже высоко, греет. Ветер между двух вершин не такой сильный, как на склоне. Поэтому даже стоять довольно тепло.

Игорь сказал, что главное — не дремать, иначе проснешься полностью разбитым. И как только он это сказал, я сразу почувствовал, что у меня реально закрываются глаза, и я в любой момент готов вырубиться. Видимо, сказывается уже накопившаяся усталость и недостаток кислорода. Стоит только присесть, как глаза закрываются и голова падает на грудь. Поэтому весь привал провожу на ногах.

Подходит наша оставшаяся группа. Пьем чай. Пытаемся перекусывать. Аппетита нет абсолютно! Но понимаю, что организму необходима энергия, потому что завтрака практически не было, а отпахали уже полную рабочую смену. Поэтому тупо проглатываю, как таблетки, несколько квадратиков твердой как гранит (от мороза) шоколадки, запиваю теплым чаем, чтоб растаяли внутри =) И двигаем дальше. Рюкзак с Олечкой решаем оставить на седловине.

Инструкторы говорят, что остался довольно крутой и сложный участок, но все дойдут. Эти слова меня приободрили, потому что казалось, что на Косой полке я оставил последние силы. Начинаем медленный подъем на вершину.

РЕШАЮЩИЙ ЭТАП ВОСХОЖДЕНИЯ

Идем очень медленно. Навстречу идут группы уже с вершины, некоторые пытаются подбодрить, типа «Давайте! Давайте! Еще немного осталось!». В конце подъема нас ждал какой-то совсем крутой участок, на котором даже были перила. Многие, в том числе и я, преодолевали этот участок на четырех точках, держась за веревку.

Все думали, что там за пригорочком вершина. И все — весь мир на ладони, ты счастлив и нем… Я просто из последних сил забрался на этот пригорок. И каково же было мое разочарование, когда за этим пригорком я увидел огромное плато, с которого вершины еще даже не видно.

Здесь мы отстегнулись от связки, немного перевели дух и отправились в сторону вершины уже вразнобой. Здесь подъема практически не было. Но я едва мог переставлять ноги. До этого я думал, что к вершине бегут, а тут увидел, что на вершину заползают, в прямом смысле слова. Причем было видно, что остальным было так же тяжело, как и мне.

НА ВЕРШИНЕ ЭЛЬБРУСА

Я даже представить не мог, что вершина, которую видно снизу — это практически ровная поверхность площадью в несколько футбольных полей с небольшими бугорками метров 5-6 высотой. Один из этих бугорков и считается вершиной. Мы видим, как на нем толпится народ.

И вот прямая часть преодолена, остаются считанные метры до самой высокой точки Европы, и я уже вижу, как на этом пятачке люди обнимаются и фотографируются. Ну вот и я здесь! Даже не переведя дыхание, хватаюсь за фотоаппарат и начинаю снимать. Да! Видео надо не забыть снять. На вершине человек тридцать (наши две группы и туристы из других групп), суета невозможная.

По ощущениям, и десяти минут не прошло с момента подъема на вершину, как инструкторы начали подгонять нас вниз. А ведь хотелось постоять, почувствовать, вбить себе в память эти чувства, эмоции и красоту, которую мало где встретишь. Но я даже не успел снять все, что хотел.

И ВОТ МЫ УЖЕ СПУСКАЕМСЯ ВНИЗ

Дико уставшие, но довольные и удовлетворенные. Спуск не так пугает, как подъем. Хотя занимает почти шесть часов, и уже на подходе к приюту ноги просто отказываются идти по рыхлому, глубокому снегу. Кажется, что этот спуск не закончится никогда. Но тем не менее он заканчивается, и мы, вымотанные до предела, вваливаемся в вагончик на Приюте.

Многие из нашей группы уже переоделись, попили чаю, и по ним даже не скажешь, что они сегодня были на вершине — расслабленные, румяные и бодрые ребята. Чего нельзя сказать о нас с Олечкой. Первые минут сорок нет сил даже раздеться — снять всю мокрую одежду. Сижу практически без движений.

Но постепенно начинает приходить осознание, что ты выполнил программу максимум, ты сделал то, для чего терпел все эти тяготы и лишения. А самое главное, что только Эльбрус (и еще какие-то высшие силы) позволили тебе это сделать. Я имею в виду погоду, которая улучшилась лишь в последний день. Эльбрус пригласил нас в гости, и мы не подкачали.

Потом были «боевые» сто грамм за вершину, которые окончательно расслабили мои мышцы и успокоили мысли. И я уснул мирным сном младенца. Впервые за последние несколько суток.

Завтра будет спуск в «Бочки», оттуда пешком до канатки. Канатка до поселка Азау. И буквально в течение двух часов мы перенесемся из зимы в лето.

Дальше будет потрясающая баня в Азау. Термальные источники в Пятигорске. Кафе и караоке-бар. Потом прощальный завтрак и дорога домой.

И как же все-таки было приятно возвращаться домой с победой! Не перестаю в душе благодарить старину Эльбруса за приглашение…

ЭПИЛОГ

А спустя неделю после возвращения домой я разобрал некоторые фотки и видеозаписи, которые делал там. И вдруг почувствовал! Смотрел фотку, где мы с Олечкой стоим на вершине, и вдруг почувствовал! То, что хотел почувствовать там, но не ощутил ввиду дикой усталости и пронизывающего холода. Вдруг именно в тот момент пришло окончательное осознание того, что мы сделали что-то, на что далеко не каждый осмелится, а если и осмелится — не факт, что реализует.

И по сей день (с похода на Эльбрус в августе прошло уже почти полгода) я испытываю это чувство удовлетворения и даже легкой гордости за то, что мы сделали. Но нет того трепетания сердца и привычной грусти при воспоминаниях об отпуске. И нет абсолютно никакого желания это повторить. Я хотел попробовать. И очень рад тому, что у меня получилось с первого раза =) Но снова пойти в горы… Может быть. Когда-нибудь…

Автор: Станислав Объедков, участник восхождения на Эльбрус в августе 2014 года с клубом «Страху Нет».