Восхождение на Эльбрус в июне 2009 — Александр ИВАНОВ

Рассказ о восхождении на западную вершину Эльбруса с описанием каждого дня похода. Особенности маршрута с востока с клубом «Страху Нет», о котором подробно рассказал участник восхождения.

Сейчас, наверное, уже сложно будет ярко описать пережитое, но в походе у меня не было ручки и блокнота, а порой и сил. Да и злость порой зашкаливала за грани адекватной оценки. Сейчас я понимаю, что это была злость на себя, на свою слабость, на свой разгульный образ жизни и избыточный вес тела. Так что, если я где-то начну загоняться, пусть меня поправят те, кто был рядом…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЧТО ЗДЕСЬ ДЕЛАЕТ МОЕ ИЗМОЖДЕННОЕ ТЕЛО?

Прибываем на поезде в Минеральные воды, еще есть ощущение легкого похмелья, но оно быстро проходит на утреннем прохладном воздухе. Время 4:30. Тут же садимся в электричку и через 40 минут мы в Пятигорске. На выходе из вокзала нас встречают менты, но по нашим рюкзакам и так все понятно, быстро проверяют документы и теряют к нам интерес. Берем по пиву и отправляемся в небольшой парк за памятником Кирову.

Ждать еще несколько часов, поэтому Рома вызванивает своего отца, которого не видел уже много лет. Встреча достаточно трогательная, мы перемещаемся в привокзальное кафе, где продолжаем наш пивной завтрак. К моменту прибытия группы мы уже заметно потеплели, настроение приподнятое, хотя меня почему-то разбирает мандраж. Ерунда, стоит ли на такое обращать внимание. Допиваю махом треть кружки пива и выхожу.

Знакомимся с руководителем — Сашей, тот явно недоволен нашим состоянием, но виду не подает. Грузимся в «газельку», там уже сидят остальные члены нашей команды: Юра, Игорь, Женя. Расплачиваемся, утрясаем последние формальности и двигаем. В дороге давим еще по банке, у Ромы включается режим радио: он говорит без умолку, по делу и без. Настроение приподнятое, мы с ним как два клоуна.

Весьма волнует вопрос, кто сколько взял водки, поскольку мы купить ее не успели. Но вот остановка возле каких-то придорожных кафе, обедаем, там же таримся по пузырю. В таком настроении добираемся до поселка, от которого начнется наше восхождение на Эльбрус. Сдаем все ненужное и получаем в нагрузку общественное снаряжение. Мне достается палатка.

Тут-то оно и началось, Саша бодрым шагом ломанулся в сторону ущелья. Небольшой подъем тут же сбивает дыхание, грудь буквально разрывается от боли. Ну нифига себе походец, я сдыхаю в первые минуты! Небольшая передышка, но она мне не помогает, Саша подрывает нас дальше. В таком ключе доходим до небольшого ручейка, жадно пью. То ли это сказывается усталость, то ли это действительно супервкусная вода. Наполняем бутылки, и Саша продолжает экзекуцию.

Подъем заканчивается, становится немного легче. Внизу шумит горная река, проходим небольшой лесок. На тропинке замечаю коровье г-но — значит неподалеку люди. Может мы уже дошли? Догадки меня не обманывают, появляется поляна с коровами, покосившейся хижиной а-ля фильм ужасов про заблудившихся туристов. Течет ручей, он впадает в реку, людей нет. Всюду на поляне навалены коровьи лепешки, располагаемся в хижине. Это домик альпинистов, обстановка спартанская, но нам все равно. Мы пришли. Сил нет абсолютно никаких, смотрю на Рому — у него тоже абсолютно потухший взгляд.

Саша раздает распоряжения — собрать дров для костра, наполнить кастрюли водой и т. п. Он готовит ужин, располагаемся, ведем неспешный разговор, сил нет, даже Рома замолчал.

Постепенно боль успокаивается, едим, выпиваем водки. На улице лупит конкретный дождь, туман заволакивает ущелье. Приходит мысль, что альпинизм — это, прежде всего, боль. Но водка расслабляет, и часть из нас решается искупаться. Беру камеру и за ними, я должен это запечатлеть. Все бодрятся и фыркают, но больше нескольких секунд в воде не задерживаются. Глядя на это, тоже заражаюсь энтузиазмом. Отдаю камеру Жене, раздеваюсь и окунаюсь в воду.

Тут же как будто тысячи ножей вонзаются в мое тело, вода холодная, бодрит. Одним прыжком оказываюсь на берегу, одеваюсь и быстро в домик. Юра, Игорь и Женя идут спать в палатку. Остальные располагаются в домике. У всех на лицах только один вопрос: «Что нас ждет завтра?»

ДЕНЬ ВТОРОЙ. КОГДА ЖЕ Я ПОДОХНУ?

Просыпаемся, готовим завтрак. Несмотря на то, что я выспался, тело абсолютно разбито. Одолевает страх перед предстоящей тяжестью. Неужели опять идти вверх? Тем не менее, выдвигаемся и идем. Боль в спине становится все сильнее, лямки от рюкзака невыносимо давят на плечи, даже незначительные подъемы кажутся неприступными.

Поворачиваем направо в долину реки Ирик-Чат. Тем временем Саша прет как паровоз и говорит, что сегодня вполне можем успеть подняться на пик Патона, сэкономим день. Я: «Если меня решили замучить эсэсовцы из дивизии «Эдельвейс», то для этого не обязательно тащить меня на восхождение, я сдохну и так».

По дороге встречаем склон, усеянный рододендронами. Выглядят красиво, останавливаемся пофоткать — еще один повод передохнуть.

Саша рвет листики на чай. Так, кряхтя и думая как отсюда слинять, доходим до высоты 3000 м. Здесь мы разобьем лагерь наконец-то. Чувствую себя еще хуже, чем вчера. Варим обед и рододендроновый чай.

Чай в походе вообще отдельная тема. Это то, что хоть как-то дает забыть о трудностях, холоде и сырости. Чай из рододендронов очень вкусный, пью и понимаю, что настал конец тем рододендроновым кустам, которые посадили в прошлом году с супругой на даче, все почикаю на чай.

Только все немного отдохнули, Саша, несмотря на нытье, тащит нас наверх — акклиматизация на пике Патона. Идем налегке. Форсируем реку Ирик-Чат, перепрыгивая с камня на камень, стремно, но перебираемся без проблем.

И хотя на нас нет рюкзаков, я все равно начинаю дохнуть. Зачем же я сегодня курил?

Опять эта разрывающая грудь боль. Кое-как доходим до хребта. Саша, Юра и Игорь идут на пик. Я, Рома и Женя остаемся ждать их здесь, сил идти больше нет. Здесь задувает ветер и с каждой минутой становится все холоднее, мы же одеты не сильно тепло, как-то пытаемся заныкаться, но тщетно, холод пробирает до костей. Как же я зол!

Постепенно начинает темнеть, несмотря на приказ Саши ждать, решаем спускаться, дабы не замерзнуть совсем. Спускаемся метров на 50, здесь уже нет ветра, и тут дожидаемся покорителей пика. Все вместе двигаем вниз. Долину, где стоит наш лагерь, заволокло туманом.

Постепенно появляются очертания долины, в ней видны огни еще одного лагеря туристов, которые двигаются в обратную сторону. Невольно возникает мысль послать все и примкнуть к ним. Делюсь мыслью в Ромой, тот тоже замучен, но предлагает дождаться завтрашнего утра. Опять переправа через реку, и мы в лагере. Я очень зол на Сашу, но он пресекает мою истерику авторитетом руководителя группы и заодно раздает п…лей за самовольное оставления места ожидания. Ужинаем. За ужином Саша сообщает, что завтра нас ждет приблизительно такой же подъем как на пик, только с рюкзаками. Ложусь спать с ощущением, что завтра я не выдержу и сломаюсь.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПЕРЕЛОМ

Как всегда, несмотря ни на что я выспался. С утра специально не курил, чтобы окончательно не подохнуть. По совету Саши съел пачку аскорбиновой кислоты с глюкозой. Настрой ниже некуда. Завтракаем, пьем чай. Погода никакая, облачно, сыро.

Выдвигаемся. Иду легче, чем предыдущие дни, думаю что ненадолго, но, несмотря на долгое прыганье по камням и промокшие ноги, чувствую себя ровно. Погода омерзительная и меняется каждые 15 минут. Туман сменяется дождем, дождь смешивается со снегом, снег превращается в град, иногда выглядывает солнце, но ненадолго.

Обходим ледник и выходим на перевал Ирик-Чат, где нас встречает мелкий град и сильный ветер. Здесь мы заночуем. Высота 3660 м. Несмотря на мой пессимизм, который был с утра, я чувствую себя хорошо. Да и, судя по остальным, день дался гораздо легче. На перевале уже были места под палатки, но мы немного подправили их камнями и очистили от снега. На улице холодно, поэтому мы быстренько разбили палатки. Саша разжигает горелку и готовит ужин, в палатке становится тепло. Воды здесь нет, топим снег на чай, ужинаем. Ложимся спать.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. МОЛОКО

Всю ночь палатку шатало ветром, с утра погода была не лучше, палатки занесло снегом. Завтракаем, надеваем страховку, пристегиваемся в связку и погнали.

Видимости практически нет, все кругом белое, ветер и метель. Переходим «Рыжий бугор». В этой белизне выделяются его черные камни, по ним и ориентируемся, после — ледник. На леднике ориентируемся по GPS, видимость буквально метров десять, и только сила притяжения не дает мозгу сойти с ума от невозможности определить, где верх, а где низ.

Юра после назвал это «Пейзаж веревочка», потому что смотришь только на веревку связки, по ней и определяешь— когда идти, а когда остановиться. Но вот ледник сменяется черными камнями Ачкерьякольского лавового потока. Отстегиваемся от связки. Подъем достаточно крутой, крупные камни бывают скользкими, а мелкие осыпаются под ногами. Мы выходим к небольшому озеру на высоте 3857 м и, хотя планировалось подняться еще выше, мы останавливаемся. Здесь есть вода, выше — только снег. Опять подправляем места для палаток — таскаем камни, разбиваем лагерь.

Погода не дает оценить всю красоту данного места. Эльбруса не видно, хотя мы уже стоим на нем, а озеро — смесь воды и снега. Прячемся в палатки, готовим ужин, спать.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. СТРАХУ НЕТ!

С утра просыпаемся в бодром и веселом настроении, несмотря на то, что погода не улучшилась, а снаряжение еще больше намокло. Саша подбрасывает идею искупаться в ледяном озере, к нему присоединяются смельчаки Женя и Игорь. Остальные вооружаются камерами и фотоаппаратами. С бодрыми криками парни выбегают из палаток, Саня бежит впереди и прорубает лопатой полынью в ледяной корке озера. Парни быстро окунаются, позируют перед камерами. «Страху НЕТ!» — кричит Саня, — «Походу, мозгов нет» — отвечает ему Рома. Так под общий смех парни бегут в палатки растираться. Пьем чай, собираемся и идем дальше наверх.

Не сказать, что подъем был простым, но сегодня мы шли уже не растягиваясь и не отставая. То по камням, то по снегу, мы поднялись к боковому кратеру вулкана. Тут нас ждала награда — погода, которая весь день нас не баловала, вдруг исправилась, и нам открылся отличный вид: гигантская скалистая подкова кратера, а над ней величавая шапка восточной вершины Эльбруса. Внизу были видны горы Главного Кавказского хребта. Все неподдельно радовались. Саша объявил, что завтра мы проведем целый день здесь, на этом белоснежном пляже, будем акклиматизироваться.

В приподнятом настроении разбили лагерь, растопили снег, приготовили ужин, сварили компот. Компот тоже воспринимается в горах совершенно иначе, чем внизу. Здесь он становится по-настоящему праздничным напитком. Горячий и сладкий, он напоминает о домашнем уюте. В таком настроении закончился день. День, когда пелена над целью покорить Эльбрус рассеялась. Теперь все были уверены в том, что все получится. Спать.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. СНЕЖНЫЙ ПЛЯЖ

Сегодня нам предстояла дневка с целью акклиматизации и отдыха. Погода стала еще лучше, чем вчера. Светило солнце, пейзаж стал еще красивее. Мы развесили все свое мокрое шмотье на просушку и загорали. Тут меня подвели очки, купленные в «Декатлоне» — глаза начали болеть и слезиться. Слава богу, я прихватил с собой очки сварщика, они гораздо надежнее, а выглядят совершенно по-стимпанковски.

После обеда Саша предложил слазить в трещину, но после пяти дней преодоления себя желание похалявить было слишком сильным, поэтому я отказался. С Сашей пошел Женя, а остальные целый день наслаждались отдыхом. Парни вернулись ближе к вечеру, довольные, но уставшие. Как только последние лучи солнца исчезли за Эльбрусом и мы оказались в тени, моментально стало холодно. Мы попрятались в палатки. Ужинаем, ложимся спать.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. СНОВА ДНЕВКА

Погода стала еще лучше. Я любуюсь красотами и замечаю две фигурки людей, поднимающихся снизу — у нас гости. Вспоминая, как сюда шли мы, прикинул время прибытия гостей — примерно полчаса. Однако они поднялись минут за 15, два бодреньких старикана из Харькова. Видно, что альпинизму они посвятили немалую часть своей жизни, один из них даже ходил на Памир. Обменялись приветствиями и напутствиями, они немного посидели возле нашего лагеря, обновили солнцезащитный крем на лице и так же бодро пошли выше, на восточную вершину Эльбруса.

Все хорошо отдохнули за вчерашний день и рвались в бой, к тому же, по плану нам предстоял переход без набора высоты на скалы Пастухова. Но Саша сказал, что мы останемся на этом месте еще на один день. Ну раз так, то так. Он нашел еще одного добровольца полазить по трещинам — Игоря. Взяли с собой Рому в качестве оператора и после завтрака ушли. Я принялся готовить хавчик и чай. К обеду парни вернулись, у Ромы было полностью обгоревшее лицо, он несколько часов сидел на леднике, снимая и фотографируя скалолазов. Саша приметил еще одну неисследованную трещину, но на сей раз с ним никто не пошел.

Кто-то резался в карты, кто-то просто сидел на камнях и любовался видами. В общем, целый день пошел в безделье. Мы с Ромой смотрели на Чегет и вспоминали, как год назад сидели в кафе «Ай» и мечтали о восхождении на Эльбрус в июне. Сейчас мы мечтали об обратном — сидеть в кафе и пить горячий глинтвейн.

Ближе к вечеру спустились харьковские стариканы. Покорить Эльбрус они не успели, добрались до 5300 м, дальше не хватило времени. Им нужно было спускаться, уезжали домой. Так мы провели второй день в халяве.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. НЕ СРЕЗАЙ, МЛЯ!

За прошедшие два дня все хорошо отдохнули, просушились. Да и пейзаж уже начинал надоедать, все рвались в бой. Поэтому с утра быстро завтракаем, сворачиваем палатки, надеваем страховку, кошки. Оказалось, что у Ромы недокомплект кошек, Саша отдает свои, он пойдет без них. Смелый ход, учитывая что идти предстоит по леднику.

Ну вот все улажено, пристегиваемся в связку, выдвигаемся. Двигаемся по ровному полю ледника причудливыми зигзагами. Со стороны, наверное, выглядит нелогично, но так мы обходим трещины. Женя решает немного срезать, делает шаг буквально на полметра в сторону, негромкий вскрик «Ай!», и на поверхности снега остается только Женина голова. Еще мгновение, и Женя проваливается весь и повисает на веревке. Мы все стоим с открытыми ртами.

— «Саша, что делать?»

— «Падайте на снег и зарубайтесь!»

Все тут же выполняют команду. Саша лезет вытаскивать Женю. Стремно, епт, на его месте мог быть я :) Но вот на поверхности появляется Женин рюкзак, а следом за ним и сам Женя. Идем дальше, перепрыгивая дыру, оставшуюся после Жениного ныряния.

Светит солнце, снег ослепляет своей белизной, без темных очков находиться здесь невозможно. Так мы добираемся до скал Пастухова, здесь уже видны признаки цивилизации. Внизу — Приют одиннадцати и люди, которые идут на восхождение.

Делаем небольшой подъем вверх. Здесь на скалах мы разобьем лагерь. Камней здесь недостаточно, чтобы соорудить стенки, их мы делаем из снега. Саша вырезает из плотного снега кирпичи, мы обкладываем палатки. У Юры возникает тяга к прекрасному — лепит из снега двухметровый фаллос, он стоит возле нашего лагеря вместо флага.

Так мы заканчиваем еще один день. Завтра нас ждет восхождение на Эльбрус. Поскорее бы цивилизация, по которой так соскучились. Где-то там, вроде совсем недалеко, — лето, люди ходят в легкой одежде, пьют холодное пиво и едят свежие овощи и фрукты. Ничего, завтра сгоняем наверх и быстро вниз, в тепло. С такими мыслями я лег спать.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. НЕПОГОДА

Еще не вылезая на улицу, я понимаю, что погода не ахти — палатку трясло от ветра, на улице был снег и туман.

— «Неужели пойдем в такую погоду?»

— «Пойдем», — отвечает Саша.

Завтрака сегодня не будет, пьем какао и выдвигаемся. Идем неспешно, периодически встречаем людей, спускающихся вниз, народу на этом маршруте вообще много. Не так давно проходили соревнования по скоростному подъему на Эльбрус, трассу обозначили флажками, по ним и ориентируемся.

Чем выше мы поднимаемся, тем хуже становится погода, да и каждый последующий шаг дается сложнее предыдущего. 5000 м, мы уже покрылись снежной коркой, но продолжаем идти, видимость метров 10, Саша периодически сверяется с GPS.

Доходим до седловины, навстречу нам двигается спасатель, он спускает вниз двух иностранок. На них жалко смотреть, замерзшие и напуганные. Ветер становится совсем невыносимым, снег лупит по незакрытым участкам лица и причиняет вполне ощутимую боль, очень холодно. Так мы проходим еще немного, высота 5300 м. Встречаем еще одну группу, которую спускает спасатель, они не дошли и советуют нам не ходить.

Саша принимает решение спускаться и нам. Погода тем временем не улучшается, идем в белой пелене. У меня запотели очки, я снимаю их протереть, и тут же белая пелена слепит меня на несколько секунд. Вымотанные, мы спускаемся обратно в лагерь. Решаю для себя идти вниз на следующий день в случае непогоды. Остаток дня проводим в палатках. Вроде недалеко Приют 11, а там, возможно, есть магазин с теми радостями цивилизации, по которым так соскучились. Больше всего мучает вопрос, есть ли там водка? Саша звонит какому-то чуваку из Приюта одиннадцати — увы и ах, водки на там нет. Остается развлекать друг друга разговорами и игрой в города. Так заканчивается день девятый.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. ШТУРМ

Погода выдалась прямо противоположной вчерашней, поэтому мое желание захалявить восхождение и спуститься вниз отпало. На небе ни единого облака.

Сегодня нас ждет вторая попытка восхождения. Пьем чай, какао закончилось еще вчера. Игорь модернизирует свои берцы при помощи целлофановых пакетов, чтобы не отморозить себе ноги, поскольку с обувью он явно промахнулся. Не считая погоды, идем так же, как вчера — тяжело, медленно, но идем. 5000 м. Сворачиваем в сторону седловины. 5300 м. Седловина выглядит совершенно иначе, чем представлялась снизу. Здоровенная снежная впадина, здесь достаточно много людей, кто-то идет на восхождение, кто-то уже возвращается.

Идем наверх. Кажется, сил уже больше нет, но опять переставляю ноги, и так раз за разом. Но отступать сейчас уже бессмысленно, когда осталось совсем немного. Но за подъемом, оказывается, еще подъем. Когда же это закончится? Но впереди еще один подъем.

Вот наконец появляется вершина, тело отказывается идти, хотя до нее рукой подать. Шагаю, дышать трудно. Вот остаются последние несколько метров, наша группа уже на вершине, я делаю рывок и бегом влетаю на вершину. Тут же падаю, мне нужно отдышаться и прийти в себя.

Здесь очень холодно и ветрено, вершина Эльбруса представляет из себя небольшую, практически ровную площадку. Сбоку стоит камень, увешанный всякими ленточками и парой табличек, рядом валяется разбитая гитара. Мы радуемся как дети, мы выше облаков, весь мир на ладони, и даже те вершины Главного Кавказского хребта, которые казались огромными, здесь выглядят не так уж величественно. Неужели я смог это сделать?

Радость почти до слез. Естественно, мы фоткаемся во всех возможных вариациях, но долго здесь находиться тяжело, очень холодно.

ОТПРАВЛЯЕМСЯ ВНИЗ

Спускаемся. Теперь все кажется по плечу, идти вниз гораздо проще, хотя все порядочно вымотаны. Бодро доходим до седловины, дальше начинает сказываться усталость. Я снижаю темп, группа уходит вперед, а мне все хуже и хуже. Где-то на высоте 5000 м начинается головная боль и тошнота. Меня выворачивает наизнанку, но блевать нечем, с утра мы ничего не ели. Хочется воды, но вокруг только снег, таблетки аскорбиновой кислоты тоже кончились, мне помогает конфета «Барбарис», рассасываю ее и иду дальше.

Так мы добираемся до нашего лагеря на скалах Пастухова, всем уже не терпится вниз, поэтому после непродолжительного отдыха сворачиваем лагерь, собираем мусор и выдвигаемся. Визуально до Приюта одиннадцати рукой подать, но сколько мы ни идем, он не приближается. Продолжаем идти, несмотря на усталость. Чем ниже мы спускаемся, тем проще становится дышать. Теперь беспокоит другое — ноги промокли насквозь, в ботинках хлюпает вода. Вот уже Приют, не задерживаясь, идем дальше, к «Бочкам».

По дороге Женя теряет ледоруб и возвращается на его поиски, Саша остается его ждать. Мы тем временем двигаем в сторону «Бочек», очень хочется пить, а там вроде есть магазин. Магазина на «Бочках» не оказалось, но оказалась кухня для постояльцев. Милая девушка дала мне попить воды, а парни тем временем пытались успеть попить чаю. Не тут-то было, нас достаточно быстро догнали Саша с Женей, и все вместе мы погнали дальше.

Канатка не работает, приходится спускаться пешком. Матерясь и хлюпая ботинками, доходим до станции «Мир», там сидят два балкарца и чинят ратрак. Саша после недолгих переговоров уговаривает их за некоторую сумму включить для нас канатку. После часового ожидания погружаемся в кабину канатной дороги, из окон открывается чудесный вид на долину, мы спускаемся на станцию «Старый Кругозор». Здесь нет ни души, поэтому переговоры о запуске следующей ветки вести не с кем.

Спускаемся пешком, то по грунтовой дороге, то просто по камням. На мокрые ботинки тут же прилипает пыль грязно-ржавого цвета, мы одеты как на восхождении, а здесь уже тепло, здесь лето. Вот уже вдалеке видна ждущая нас «Газель», там закончатся испытания, но идти до нее еще далеко. Грязные, потные и вонючие, мы доходим до машины и здесь же переодеваемся. Это только начало удовольствий, которые каждый день окружают в быту, но после гор ценятся совершенно по-другому: чистая одежда, вода, которая неограниченно течет из под крана, овощи и фрукты.

Перемещаемся в местное кафе, там уже накрыт стол, стоит холодное пиво. В первую очередь набрасываюсь на салат из помидоров и огурцов, это было моей мечтой в горах. Делаю глоток местного пива «Терек». Надо признать, пиво паршивое, но тогда для меня это было не важно, это было вкуснее любого напитка.

За время лишений и трудностей все стали своими, как родня. Мы ведем веселый разговор, пьем вино, строим планы на ближайшие дни. Теперь уже все по плечу, ничего не страшно и нет сложных задач, все осталось наверху. После ужина таримся пивом в дорогу и погружаемся в машину, мы едем в Пятигорск. В Пятигорске размещаемся в гостинице, развешиваем на просушку мокрую одежду, которая воняет так, что из нашего номера даже мухи сбежали. Моемся в душе. Сегодня в планах плотно нажраться на радостях.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАССКАЗА О ВОСХОЖДЕНИИ НА ЭЛЬБРУС

Так закончился наш поход, хотя, конечно, были еще наши с Ромой загулы в Пятигорске, но к данному повествованию они не имеют отношения.

Можно было бы закончить рассказ чем-нибудь пафосным, но ничего не лезет в голову, да и не хочется. Сейчас я сижу в офисе и 5 дней в неделю жду выходных. Но теперь я знаю, что есть другой мир, где расстояния измеряются временем на их преодоление, в котором нет бытовых проблем, денег, масок, которые мы носим. Тот мир, в который я когда-нибудь обязательно вернусь.