Мое восхождение на Эльбрус в мае. Не страшно не взойти, страшно не попытаться

Я на вершине. Присела, отдышалась, достала флаги своих компаний. И поскольку мы совершили восхождение на Эльбрус в мае, 9 числа, то спели припев из песни «День Победы».

КАК ПРИШЛА МЫСЛЬ ПОДНЯТЬСЯ НА ВЕРШИНУ ЭЛЬБРУСА

Самый частый вопрос, который мне задавали ребята из нашей группы, гиды, мои друзья и знакомые – что побудило меня к восхождению? На самом деле меня никогда не волновала тема гор. Настолько не волновала, что когда осенью 2015 года на экраны вышел фильм «Эверест», у меня не возникло даже желания посмотреть его. Меня уговорила дочь, сказала: «Тебе понравится!». Мне не понравилось. Впечатление было скорее негативное. Выйдя из кинотеатра, сказала себе: «Ни за что не пойду в горы!».

Но тема гор сильно заинтересовала, и я стала искать информацию сначала об Эвересте, затем о других восхождениях. Смотрела документальные фильмы, читала статьи. И уже через пару недель пришла мысль взойти на Эльбрус, испытать свои физические и моральные возможности и заодно побыть с самой собой наедине в экстремальных условиях.

Начала искать информацию другого характера: как осуществить задуманное. Для меня самым важным был вопрос безопасности. Перечитав уйму материала, решила пойти организованной группой с зарекомендовавшей себя компанией. Выбор остановился на компании «Страху Нет». Подробно изучила информацию на их сайте. Понравилось то, что там я нашла ответы на все свои вопросы. Изучила программы, маршруты и выбрала комфортное восхождение на Эльбрус с юга (все же мне 48 лет, и это мой первый опыт восхождения).

Оплатила программу заранее, в конце октября (сэкономила процентов 40). Хранила все в глубокой тайне от знакомых и друзей (вдруг отговорят!). И всю зиму, и начало весны жила в предвкушении этой поездки! Давно не испытывала таких чувств, когда впереди действительно что-то неизведанное: что же это будет, где моя граница между возможным и невозможным, смогу ли я управлять своим потенциалом?

Тогда мне это казалось каким-то космосом. Я читала самые «ужасные» рассказы о восхождениях, о всех сложностях, связанных с этим, о горной болезни. Желание мое не угасало, а интерес только разрастался. Морально я была готова ко всем описываемым трудностям. И еще, я не только впервые шла на восхождение, я впервые собралась на Кавказ!!!

ВСТРЕЧА С ГРУППОЙ

Прилетела в Минеральные Воды вечером, вышла из самолета и ощутила «густоту» свежего воздуха. Было 1 мая, в аэропорту такси нарасхват (обычно наоборот). Взяла «частного извозчика» (девушки, не делайте этого). Кое-как отговорилась от ночной экскурсии по городу и к месту гибели Лермонтова, сказала, что меня ждут не дождутся в Пятигорске и для убедительности имитировала звонок другу!)) Утром встреча в парке на вокзале возле памятника, все четко, как договаривались в переписке с Александром Сухаревым, в 10:00.

Собрались: два гида (Сергей и Геннадий), восемь мужчин-участников, я девятая (позже присоединились еще трое ребят). В итоге я оказалась единственной женщиной (да еще и в возрасте). Было некомфортно поначалу. Скамеечка с выставленными в ряд ботинками, там же и помогли правильно подобрать обувь (это ооочень важно!!!), сразу обменялись номерами телефонов, создали группу в WhatsApp (потом пригодилось для обмена фото и инфой). В тот же день обеспечили заранее заказанной напрокат экипировкой.

ДОРОГА К ГОРАМ

От Пятигорска до Приэльбрусья ехали на комфортном микроавтобусе часа 2-3. Я не заметила, как пролетело время: наслаждалась видами за окном автобуса. Такой красоты я не видела никогда. Чем ближе к Приэльбрусью, тем горы становились выше, ближе, теснее, могущественнее! Это было завораживающее зрелище. Гид Сергей развлекал меня разговорами, шутками (позже выяснилось, что он бывалый альпинист, Снежный Барс).

На душе было легко и... как объяснить это чувство… Это не похоже на чувство, когда ты едешь на отдых к морю. Там все понятно: расслабуха, комфорт, сплошные удовольствия. А тут!.. «Иду туда, не знаю куда». Но что бы там впереди ни случилось, я уже была счастлива, что приехала на Кавказ, окунулась в атмосферу этого необычайно чистого, свежего воздуха и красоты гор. Я уже ни о чем не жалела.

По дороге в п. Азау к нам примкнули двое ребят из Дагестана. Я была удивлена этому, думала, что кавказцы не ходят в горы. И в самом Азау еще один москвич присоединился к группе.

ПЕРВЫЙ ПОДЪЕМ В ГОРУ И МОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Ну вот наконец-то разместились в уютном отеле, за ужином разговорились. Среди нас оказался парень с необыкновенным чувством юмора, Ваня из Владивостока. Очень приятный и легкий в общении. Смеялась над его шутками от всей души! Стало легче.

За ужином гиды объявили, что завтра утром акклиматизационное восхождение. Хочу немного сказать о своей физической подготовке. Много читала о необходимости заниматься. Человек я с ленцой, с трудом заставила ходить себя в спортзал. Занималась 2 месяца по программе, описанной на сайте «Страху Нет». Кроме того, несколько раз побегала по лестнице на 9 этаж туда и обратно по 3 раза кряду. Потом, на склоне, поняла, что состояние бега по лестнице очень близко к состоянию при восхождении. В общем, занималась мало, вместо 10 км пробегала 2-3 км, приседаний делала немного, «дыхалка» никакая, уповала только на свою природную выносливость и упертый характер.

На самом деле больше всего я боялась горной болезни, так как в машине меня обычно быстро укачивает. На поляне Азау (2200 м) у меня уже пропал аппетит, и сон в первую ночь был беспокойным. Дала себе установку терпеть до последнего.

Первый шок испытала при акклиматизационном восхождении на гору Чегет. А именно – в первые 200-300 м. Они были первыми в моей жизни и сразу крутыми в прямом смысле. Нас проинструктировали, рассказали о технике восхождения, о камнепаде и прочем. Показали, в каком темпе надо идти. Но ребята в команде все сильные, рванули сразу вперед в хорошем темпе. Я сразу сильно отстала от команды (и это меня угнетало больше всего, переживала, что подвожу всех).

Гиду Геннадию пришлось сопровождать меня в этом и последующих акклиматизационных восхождениях. Спасибо большое Геннадию! Он не только не подгонял меня, но и говорил, чтоб я не спешила, шла в ровном темпе, правильно дышала, поправлял технику восхождения. И никто из команды не ворчал, все отнеслись с пониманием (мне было неловко за себя), и я всегда чувствовала их поддержку и хорошее, уважительное отношение ко мне, готовность помочь в любую минуту.

Как оказалось впоследствии, уступала я им в скорости и силе, но моей выносливости все же хватило для восхождения. Так вот, после первых 200-300 м на первом привале (по уклону 1,5-2 км) – что творилось с организмом! Легкие выдали кашлем кучу мокроты. Откашлялась, отсморкалась, надела горные ботинки, бахилы (выше шли по снегу и было довольно прохладно), куртку и вперед. Здесь, на этом привале, мы впервые увидели Эльбрус во всей красе! Далее путь был не таким крутым, как в начале.

Я упорно шла, пытаясь идти технично, как наставлял меня гид. Он продолжал поддерживать меня: «Иди спокойно, успеешь, иди серпантином, не спеши.». Кое-как доплелась до 3800. Там кафе, где нам приготовили обед. С трудом поднималась по лестнице в два пролета к кафе, еле-еле дошла. А после обеда снова вверх. Сначала на канатке, затем пешим ходом до 4100. Спустились вниз в Терскол на канатке и, по-моему, все были этому рады, все устали.

В первый же день один участник обгорел и обжег глаза (кремом надо мазать лицо даже при кажущемся неярком солнце и обязательно надевать очки). Думала, после такого похода утром будет ломить тело, а главное, будут болеть ноги. В эту ночь спала крепко. Утром проснулась. Ураааа! Ничего не болит, удивительно, только легкая усталость. Сразу появилась уверенность, что взойду на Эльбрус.

ЕЩЕ ОДИН ДЕНЬ

Еще одно акклиматизационное восхождение на Девичьи Косы и обсерваторию. Прогноз погоды неутешительный: весь день обещают дождь. Это только при восхождении на Эльбрус дожидаются хорошей погоды, а при тренировочных восхождениях погода не имеет значения: дождь, снег, град – топаем наверх. В итоге шли под дождем, наверху мокрый снег с ветром.

Один из гидов, Сергей, решил мне и еще одному отставшему от группы сократить путь наверх к обсерватории и повел по крутому склону, заваленному рыхлым снегом. Дошли до середины, стали проваливаться: сначала по колено, затем выше. Впервые начала материться про себя, тихо, но яростно. Потеряла много сил. Вернулись обратно. Меня стало подташнивать. В итоге до обсерватории не дошла немного, повернула с моим гидом Геннадием назад. В общей сложности в этот день прошли более 14 км. Ребята спустились за нами минут через 30-40. У кого-то болели колени на спуске. Мы все прошли еще к одному из многочисленных нарзанных источников. После этого довольные и мокрые вернулись в отель.

ОСТАНОВКА В ПРИЮТЕ

Утром на канатке поднялись до высоты 3800. Там нам повстречалась вот такая очаровательная экипированная овчарка:

Далее на ратраке добрались до высоты 4200 (чуть выше Приюта 11). Наш приют назывался «У Шарапи». Это деревянный домик без отопления. Неподалеку пара туалетов над пропастью, экзотика. Свет на 2-3 часа включают вечером посредством генератора. Готовили гиды, и я была рада этому, так как воду топили из снега, посуду мыли им же, а на улице мороз минус 10, да еще и ветер, двигаться совсем не хотелось. Хотя сидеть, лежать тоже не особо хотелось в холоде. Но хотя бы можно ходить, стоять, спрятаться от ветра. Это все же лучше, чем в палатке.

В этом приюте до нас жила команда, которая ждала погоды для восхождения на восточную вершину Эльбруса, но так и не дождалась. Замерзшие и злые, они собирали при нас вещи для спуска вниз. Я тоже очень переживала, что погода помешает нам взойти или даже попытаться это сделать. Прогнозы были неутешительными. У нас было 2-3 запасных дня для восхождения и маленькая надежда на «окошечко» в погоде 8-9 мая. Я просто молилась о хорошей погоде.

Итак, два дня ужасной погоды, два акклиматизационных выхода на высоту 4800-5000 м. Одно из них наша команда решила сделать дополнительно, в программу это не входило. Но все же это лучше для адаптации, чем просто сидеть в приюте. Видимость очень низкая. Только на третий день более-менее распогодилось, и мы снова увидели вершину Эльбруса. Совсем близко!

О НАШЕМ КОМФОРТНОМ МАРШРУТЕ

Наш маршрут комфортного восхождения на Эльбрус считается самым простым – в самый раз для новичков. Комфортность заключается в следующем…

Компания-организатор собирает команду в Пятигорске в условленном месте, сдают в аренду снаряжение желающим (это очень удобно для тех, кто впервые идет в гору и дешевле, чем покупать, не зная, пригодится ли это в будущем), везут в Приэльбрусье (п. Азау), размещают в уютной гостинице, обеспечивают опытными профессиональными гидами (два гида на группу не более чем в 12 человек).

Также организуют питание на всем маршруте (в горах готовят гиды, и это очень удобно). У гидов есть аптечка со всем необходимым, в программу включен подъем на канатной дороге до высоты 3800. Далее до уровня Приюта одиннадцати (примерно 4200 м) пешком с рюкзаками. Вас размещают в приюте, а не в палатке.

На этом комфорт заканчивается, и надо понимать, что спать все же придется в неотапливаемом, а поэтому холодном, сыром помещении. И никто не застрахован от горной болезни. Ее я начала наблюдать уже в первый день и час, как только поднялись на высоту 4200 м. Да и хорошую погоду за деньги не купишь, и акклиматизационные восхождения придется совершать в любую погоду, как в любой другой программе.

ПЕРЕД ВОСХОЖДЕНИЕМ

Накануне восхождения легли спать пораньше. Мне долго не удавалось уснуть, часа три, наверное. Было много разных мыслей, в основном о дочери, о сыне. Дочь меня искренне поддерживала своими немногословными, но убедительными сообщениями. И мне очень хотелось взойти ради нее, ради сына, ради своего будущего внука (или внучки), о зачатии которого я узнала перед самым своим отъездом. Думала о родителях, о своем месте в этом мире. И тихо молила бога, чтоб дал мне сил и терпения для восхождения. И просила у него прощения за свое тщеславие. Уснула…

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЭЛЬБРУС

Удалось поспать пару часов. Разбудили нас в час ночи. Проснулась легко, настрой боевой, выскочила из теплого спальника без всякого сожаления о тепле. Все подготовлено и продумано с вечера. Две пары термобелья, легкие и теплые куртка и штаны, ботинки, бахилы, кошки, фонарь, очки, балаклава, флисовая шапка. В рюкзаке небольшой термос с горячим чаем, сладкий сухпаек (к нему я так и не притронулась на всем пути), флисовые и пуховые перчатки, лыжные палки, обвязка с карабином, ледоруб. Вроде все! Вот и весь набор восходителя.

Позавтракали овсянкой, шоколадом, запили сладким чаем. Поела через силу, без аппетита, сказывалось волнение. Нас выстроили в цепь, и мы пошли по так называемой «косой полке». Это не крутой, но очень длинный и узкий участок. Там шли часа 3 или чуть больше, группа растянулась здорово на этом участке.

Я плелась далеко в хвосте своей группы, но шла ровно и самочувствие, в отличие от многих, было неплохое. Поглядывала влево и вниз, на склон. Старалась сосредоточить все внимание на тропе, чтобы случайно не съехать вниз по скату.

На седловине (пологий участок между двумя вершинами) был привал, где народ отдыхал и дожидался прихода отставших участников, в числе которых была и я. Из-за отставания времени для отдыха на седловине у меня было мало. Посидели еще минут 10-15, отсморкались, откашлялись, попили горячего чая (есть я не смогла, аппетита не было, да еще и подташнивало), и снова нас выстроили в цепь.

еня, как самого слабого участника и единственную женщину в группе, поставили первой в цепочке, после гида. И начался путь по самому сложному, очень крутому участку, метров 350 по вертикали, а сил уже и так мало. Шли какое-то время «серпантином», чувствовала, как на поворотах кто-то сзади меня бережно придерживает.

В какой-то момент меня резко стошнило на глазах у всей группы. Ребята остановились, молча дождались, когда это безобразие закончится. Кто-то крикнул из наших сзади: «Высота 5626 метров!». Мне эти цифры врезались в память. И тут гид спрашивает меня: «Может, вниз пойдешь»? Я замотала головой и кое-как выдавила «Неееет!» (губы замерзли). После этого мне стало легче, потопали дальше.

Впереди был еще один участок, совсем уж крутой. Там была веревка, к ней мы пристегнулись карабинами и потащились дальше. Временами я останавливалась, чтобы отдышаться, а гид, почувствовав натяжение веревки, подтягивал меня, прям как за поводок. Приходилось идти дальше.

Старалась не смотреть по сторонам, сосредоточила все силы и внимание на восхождении, собрала всю волю на последний рывок. В какой-то момент правая рука настолько ослабла, что я не могла уже даже приподнять ее. Я шла, опираясь на ледоруб левой рукой. Из носа текли сопли, а из глаз слезы – то ли от усталости, то ли от чувств, то ли от холода, и вытирать все это уже не было сил. Время от времени поглядывала наверх, казалось, конца и края нет этому участку, сложно идти, сложно дышать. И вот, наконец, выбрались на пологий участок. Я в первую очередь оглянулась посмотреть, кто же обо мне так заботился. Точно, Омар, дагестанец – красивый, здоровый парень. Невнятно поблагодарила его и гида за поддержку.

Я СДЕЛАЛА ЭТО

Осталось пройти метров 50 или 100 по полю, а впереди небольшая возвышенность, метров 5-7, наверное. Казалось бы, рукой подать! Но это надо видеть, как тяжело давались эти последние метры!!! Многие шли по этому участку с передышками через каждые несколько шагов. Но уже было понятно, что дошли!!! А на вершине у меня была эйфория! Погода стояла роскошная, красота кругом неописуемая! Я смотрела вниз на вершины (и такое возможно!) и не верила глазам: как будто смотрю на картинку, которую отфотошопили! Какая-то нереальная красота!

Я присела, отдышалась, достала флаги своих компаний, началась фотосессия. Забыла об усталости! И поскольку мы взошли на вершину Эльбруса 9 мая, то спели припев из песни «День Победы».

Один участник нашей команды взял с собой портрет своего деда Михайлина Александра Кирилловича, летчика-истребителя, участника боев на Халкин, Голе и ВОВ. Он взошел с портретом в День Победы, так символично! Я рада за него искренне!

В общем, все сумели, все смогли. А дальше тоже все замечательно: на душе покой, умиротворение, обмен впечатлениями, торжественный ужин и 100 грамм коньяка. Все удалось!

Хочу сказать, что, несмотря на все эти трудности, ни разу на всем пути у меня не было сомнения в том, что я взойду на вершину. У меня оказалась повышенная выносливость к физическим нагрузкам и к «горняшке» (а ее-то я и опасалась больше всего).

И в заключение хочу поблагодарить компанию «Страху Нет» и лично Александра Сухарева за организацию этого восхождения. С ними у меня была уверенность в безопасности восхождения. Не было нервозности, беспокойства. Очень доброжелательная атмосфера была создана от начала и до конца всей программы восхождения.

Легких восхождений не бывает, именно поэтому это так привлекательно. Горы для сильных духом людей! И не страшно не взойти, страшно не попытаться!