flag russia
Контакты
Войдите через свой аккаунт в соц.сети:
Или введите логин и пароль:
logo
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЭЛЬБРУС 2018

Телефон в Москве:

+7 495 108-74-65

Бесплатно по России:

Мы в соцсетях:

Восхождение на Эльбрус в июле 2010 г. - Владислав МАКАРОВ

О восхождении на Эльбрус задумались с братом за год до восхождения. Я поначалу сомневался, понимая, что это не крымские горы, и шутки кончились. Уже мысль о ночлеге в палатке при минусовой температуре заставляли задуматься – не в том смысле, что «слабо», а – какие вещи брать? Оставить ли старый спальник или брать новый, потеплее? Плюс, начитавшись историй бывалых об отеках всего и вся, сильно побаивался гипоксии. Плюс трещины в ледниках. Забегая вперед, скажу, что самым страшным для меня за весь поход была прогулка с фотосессией на водопад. От постоянной водяной  пыли на камни стекает жидкая глина, делая их очень скользкими. Ничего не стоило рухнуть в воду или на камни.

На вершине Эльбруса На вершине Эльбруса

О том, какие брать продукты, дискуссий у нас с братом не было – несмотря на то, что на сайте советовали брать крупы, консервы, сало и колбасы, мы, по опыту предыдущих походов,  взяли проверенный сублимат – говядину. Главное его преимущество – малый вес. Разводишь ее и «Роллтон» кипятком, и через пять минут макароны по-флотски готовы. Пожалуй, это была моя главная ошибка за весь поход. Я совершенно забыл, что к концу последнего похода это блюдо даже на запах не переносил. В результате, на третий день (брат сопротивлялся дольше) я присоединился к общему котлу и ел практически на халяву, отдавая только чай, сахар и «Сникерсы». Всем ребятам за доброту отдельное спасибо!

Вся наша группа Вся наша группа

Второй серьезный вопрос был – покупать  ли горные ботинки, или обойтись обычными зимними. Мои «обычные» постоянно промокали в снегу и их приходилось сушить всеми возможными способами – от закладки внутрь бутылок с горячим компотом до подвешивания под крышей палатки над газовой горелкой. Опять же, советов давать не берусь. Для себя я этот вопрос решал так – «кто его знает, будет ли после Эльбруса что-нибудь серьезное и стоит ли тратить деньги». Сейчас, когда я пишу этот рассказ и ноги в тепле, мне кажется, что игра стоила свеч. Наверху я думал иначе.

Штурмовой лагерь Штурмовой лагерь

Когда высаживались из машины в поселке Эльбрус, пошел дождь. Из общественного снаряжения мне досталась палатка, лопата и котелок. Плюс индивидуальное, взятое на прокат у клуба – ледоруб, обвязка и кошки. Минут пять думал, куда все это засунуть. Под дождем думалось не очень. Наконец, когда все были готовы, дождь прошел. Потихоньку пошли вверх. Темп очень невысокий, Саша, наш инструктор, дает привыкнуть. По мере подъема все больше открывается гора рядом с грузинской границей  - вся изрезанная ледниками, она периодически открывается в облаках. Но все-таки, больше всех пейзажей в первый день удивили коровы – как же высоко они пасутся. Место первой ночевки было все «заминировано» и мы закрывали камнями лепешки, чтобы можно было хоть как-то ходить.

Долина Ирик Чат Долина Ирик Чат

Наутро сходили искупаться на водопад, потом, по ходу машрута,  на второй (о нем я писал выше).  Лагерь на вторую ночевку в долине Ирик Чат опять разбивали под дождем. Высота – 2950. На следующий день переход  до перевала Ирик Чат (3850м). Язык ледника полого свисает в долину, из него вытекает река. Отсюда Эльбрус виден во всей красе, все дружно фотографируют. Поражает несоразмерность истинного размера горы и своих ощущений. Трудно представить, что от подножия горы до вершины почти два километра. Но видишь странные точки на склоне, через минуту распознаешь в них группу альпинистов,  и глазомер приходит в порядок - легко не будет. От перевала переход через ледник к подножью горы. В первый раз достаем обвязку, Саша один вяжет узлы. Ледник проходим без проблем и лезем по склону Ачкерьякольского лавового потока. Еле влез – наверное, впервые почувствовал недостаток кислорода. Плюс много «живых» камней (точнее – кусков застывшей лавы), я реально опасался за тех, кто шел ниже меня. Лагерь разбили у озера, я, разгоряченный от подъема, решил искупаться. Плавать не решился, зашел почти по пояс, облился. Через полчаса ощутил озноб, но опытный Саша успокоил – здесь такой ерундой, как простуда, не болеют.

Озеро на Ачкерьякольском лавовом потоке, восточный склон Эльбруса Озеро на Ачкерьякольском лавовом потоке, восточный склон Эльбруса

Наутро пошел мокрый снег, и, возвращаясь после акклиматизационного подъема на 4400м, мы не могли отличить палатки от соседних камней – все слилось в бело-серую кашу. На следующее утро снимаемся и переходим на 4650м – нашу самую длительную стоянку на одном месте. Встали правее бокового кратера, весь вечер ставили палатки, убирали снег, камни и т.п. За ужином выясняется, что Асан был единственным, кто взял «горючее» - неразведенный спирт. Завтра у него день рождения, но выпить решили заранее. Вечер провели вдевятером в одной (обычно трехместной) палатке.  Давно мне не было так весело! Расходимся поздно. С вечера задул ветер, почти не прекращавшийся  три дня. У меня на губах вовсю расходится герпес. Наутро губы – одна сплошная болячка, даже есть трудно. Вовсю ощущается гипоксия, чувствуешь себя как при гриппе – головная боль и общая слабость. Выход в туалет считаю подвигом. В акклиматизационной вылазке доходим до 5000м, возвращаемся в лагерь. Собираемся праздновать д/р Асана. Макс умудрился взять с собой вафельные коржи для слоеного торта – как они не рассыпались в его рюкзаке, уму не постижимо. Нашлась сгущенка, орехи, какао – и торт готов. Посидели чудно.

На следующий день была тренировка по зарубанию при срыве. С самого утра я все никак не мог приладить универсальные кошки – думаю, дело в какой-то особенности моих ботинок. Болтающаяся кошка мешала идти. В результате я спустился, так и не успев потренироваться. Вечером ребята пошли на спуск в трещину на ледопаде. В наши с братом планы это не входило, нас по настоящему интересовала только вершина, плюс совсем не боевое состояние – в общем, мук выбора не было. Ребята вернулись часов в 11 вечера, все счастливые.  Я вторую ночь не могу заснуть  - болит голова, заложенный нос мешает дышать, плюс лежать жестко. Беру у ребят полтаблетки снотворного – помогает. На следующий день у ребят опять спуск в трещину, мы с братом и с девчонками гоняем чай. На ночь – что-то от головы (помогло). Утром – ранний подъем, завтрак и сбор лагеря для перехода на скалы Пастухова, откуда планируем идти на вершину. Как ни стараемся, меньше трех с половиной часов  потратить на сборы не получается. С утра над горами летает вертолет. Вновь поражаюсь масштабам окружающего пространства – когда вертолет летел над ледником, он казался одноместным, с мотором прямо за спиной пилота. Оказался весьма крупный Ка-31.

Спуск в ледовую трещину Спуск в ледовую трещину

Переход через ледник к скалам Пастухова физически был одним из самых трудных. Частые остановки и зарубания в снег и лед, пока Саша прощупывал трещины. Возможно, уже сказывается усталость. В середине пути я теряю каску – набирая скорость, она покатилась по склону и быстро исчезла. Саша сказал, что это дань Эльбрусу. Через полчаса он попросил достать что-то из его рюкзака – я шел в связке сразу за ним. Открыв рюкзак, я не заметил куртку cразу под его клапаном. Куртка медленно, но верно покатилась по склону. Не думал, что кусок ткани может катиться так уверенно. Я сказал Саше, что это его дань Эльбрусу. Он шутки не оценил и попросил Олега спуститься вместе с ним. На лице Олега читалась мука, но он выдержал. Дальнейший маршрут прошли без приключений. Саша, оценив погоду, сказал, что утром идем наверх. Разбили палатки, начали варить ужин. Выше нас метров на двадцать встали два мужика, предложили забрать у них лишний кипяток. Еле прошел эти двадцать метров! Как завтра восходить, непонятно. Надежда на правильный ритм дыхания, подсказанный Сашей. Весь вечер варим с ним компот из остатков сухофруктов, сушим обувь. Ложимся в первом часу, но заснуть не можем. Все мысли – о вершине.

Переход по леднику в связке Переход по леднику в связке

В два часа по звонку подскакиваем, начинаем деловито собираться. В 2-45 выходим, внизу на склоне уже видны многочисленные фонарики других искателей счастья.  Идем очень медленно, но почти без остановок, контролируем дыхание. Темп задает Саша. До первой остановки прошли метров триста по высоте. Уже вовсю светает. Делаю долгожданную фотографию – тень Эльбруса на фоне утренней дымки. До седловины дохожу полным сил, но подъем на Западную вершину очень крутой, даже несмотря на то, что тропа идет не строго вверх, а сильно по диагонали. Не могу понять, как еще много подниматься, за перегибом горы вершины не видно.  Метров за пятьдесят до вершины опять привал. Долго не сидим, рвемся вперед. Наконец, видна цель – странный бугор посреди сравнительно ровного плато. Я представлял это иначе.  Все!!! Мы дошли, но эйфории нет, на вершине все проходит без криков и объятий, начинаем фотографироваться. В небе ни облачка, вид вокруг на добрую сотню километров. С вершины отчетливо видна странность положения Эльбруса – с северной стороны он возвышается над совершенно зелеными долинами, без каких бы то ни было переходов и снежных скал. Тут же с братом решаем уезжать сегодня же – цель выполнена, больше нас ничего не задерживает. Подходит Саша, обнимает и поздравляет каждого, фотографируемся всей группой. Восемь утра, яркое солнце, но температура минусовая. Объявляем Саше о нашем с братом решении, начинаем спускаться…

Вид с вершины Эльбруса Вид с вершины Эльбруса

Знали же, что спуск часто сложнее подъема, но чтобы настолько!!! Километр перепада по высоте до палаток – мука. Ноги дрожат и ноют от постоянной нагрузки, палки помогают мало. Периодически пытаемся съезжать на пятой точке, но толку нет – чуть заденешь снег кошкой, и тебя тут же разматывает на спуске, летишь кувырком. Я понял, что еще один такой трюк, и я переломаю ноги. Кое как доходим до лагеря, быстро собираемся, прощаемся с ребятами. От лагеря до бочек – еще 800 метров перепада по рыхлому талому снегу с водой. Солнце уже припекает, рюкзаки радости тоже не добавляют. Расстояния кажутся просто гигантскими, точного расположения канатной дороги не знаем (да у бочек она!!!) , а ошибиться очень не хочется! Отстаю от брата, сильно злюсь – когда же это все кончится?!  Доходим, спускаемся на канатке, любуемся красотами ущелий.  Хотя уже все это надоело, пора отдыхать. В поезде, попив долгожданного и заслуженного пива, быстро отрубаемся...

Местное пиво Местное пиво

Сейчас, по прошествии четырех месяцев, вспоминаю о поездке со спокойной радостью. Рад, тому, что видел и испытал, и, конечно, тому, что дошли. Собственно говоря, это было не так уж и трудно! Сказалась и неплохая подготовка, и правильная оценка своих сил, да и маршрут был сравнительно несложным. Всем советую!!!