flag russia
Контакты
Войдите через свой аккаунт в соц.сети:
Или введите логин и пароль:
logo
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЭЛЬБРУС 2018

Телефон в Москве:

+7 495 108-74-65

Бесплатно по России:

Мы в соцсетях:

Сила к силе

или пешее путешествие команды ООО «Гид приключений» на плато каменных болванов «МаньПупуНёр».

«Сила к силе» - именно так хочу эту статью назвать, потому что только сильная команда может добраться до этого сильного энергетически места в октябре месяце за 10 дней.

Путь ТУДА.

Все началось 4 месяца назад с картинки, распечатанной на цветном принтере, которую я повесила на стенке над столом  в нашем офисе. Про это место ранее никогда не слышала, наткнулась на фотографиииз архива путешествий у директора компании и удивилась – как природа смогла создать это чудо – 7 столбов30-40 м в высоту, у некоторых из них основание меньше, чем вершина, поэтому они напоминают перевернутые бутылки.

Летний горячий сезон в компании «Гид приключений» был очень насыщенным и разнообразным, работали много, старались, творили, шутили, ругались, не высыпались. Сплавы на надувных матрасах по порогу Ревун, путешествия на квадроциклах, экскурсии по пещерам, восхождение на шиханские массивы, крупные мероприятия корпоративного отдыха – все вызывало бурю эмоций, но со временем все приедается и, как истинному гиду приключений,  хотелось большое, трудное, захватывающее, запоминающееся на всю жизнь путешествие в завершении плодотворного летнего сезона.

Сила к силе

Свершилось!!! В середине сентября Максим (директор компании) принял решение закрыть летний сезон пешим путешествием команды «Гид приключений» на плато МаньПупуНёр, моя картинка на стене сработала! Решили идти налегке, вставать рано, проходить много (примерно 30 км в день), суточная норма по питанию около 500 г на человека. Желающих набиралось 20 человек, но осенняя непредсказуемая погода, семейные обстоятельства и жёсткие походные условия  оставили в списке только 8 человек. Это был мой первый серьезный поход, я смутно представляла, что он будет из себя представлять, и мой главный вопрос был: «А как мыться?».

23 сентября 2012 г рано утром мы выехали от офиса компании на нашем гидовском Fiate с прицепом  с  ATV  (наряду с пешим путешествием – наши коллеги «Moto-Ninja» два дня спустя выдвигались для покорения плата МаньПупуНёр на квадроциклах в составе 5 человек). До этого утра меня не покидало твердое чувство уверенности и спокойствия;то, что все не так просто, я поняла – когда дошла от подъезда своего дома до трамвайной остановки (500 м) с 15 кг рюкзаком и устала…

23 сентября 2012 г мы проделали путь в 600 км до г. Ивдель и еще 120 км до п.Вижай, где и переночевали в палатках. Выходить из теплого Fiataбыло холодно и не покидала неприятная мысль про утренний 15-минутный поход с тяжелым рюкзаком до трамвая.После поселка Вижай дорога становится пригожей только для внедорожной техники, поэтому утром 24 сентября  для заброски на реку Ауспия за нами приехал ЗИЛ, Максим заочно договаривался с водителем – МЧСникомОлегом. Поездка в ЗИЛе была потрясной – трясло всю дорогу, на улице было тепло, мощность машины трудно недооценить – мы с легкостью преодолевали неглубокие речушки, огромные ямы и другие беды российских дорог. Много смеялись, танцевали кан-кан на борту ЗИЛа, фотографировались, рассказывали анекдоты, все сомнения вылетели прочь из головы.

Сила к силе

По дороге проезжали маленькую мансийскую деревушку Ушма, которая располагается на берегу речки Лозьва. Край света с несколькими небольшими домиками, остатки барака, в котором раньше было поселение заключенных, навесной мост через Лозьву, который держится «на честном слове». Странный, совсем другой мирок – тихий, без супермаркетов и рекламных щитов, без светофоров и заводов…Совсем не понятно – как живут эти люди, чем занимаются, о чем думают…20 км от Ушмы и мы на месте. Оставили сухие вещи в закладку, крайний раз «по-барски» пообедали, рассортировали еду и снарягу по рюкзакам и выдвинулись в пешее путешествие 5 девушек и 3 ребят. Со смехом вспоминаю, что я умудрилась в дорогу накраситься. Вопрос «А как мыться?» отпал в первые три часа – «Никак!».

Пеший переход вдоль р. Ауспия по достаточно натоптанной лесной  тропке. Первый день он трудный самый. По крайней мере, так мне показалось тогда. Сил много, рвение огромное, амбиций «выше крыши», но  рюкзак резко увеличивает силу гравитации. Лямки терли везде, где только могли. Впервые испытала удивительное чувство – когда каждый раз снимаешь рюкзак на привале после 1,5 часовых переходов, позвоночник начинает над тобой издеваться – ты делаешь шаг, а он выстреливает как сильно сжатая пружина.Ты не контролируешь свои движения, двигаешься как марионетка, словно кто-то управляет твоим телом, а не ты. Первый день – первые мозоли, первый ночлег в 2-х местной горной высотке вчетвером «вальтом».

25 сентября 2012 г, продолжаем идти по тропке вдоль Ауспии, плавно набирая высоту. Добрались до легендарной стоянки «Ложка», вилка, нож, штопор :).  Мне кажется, там не хватало открывашки :). Не понятно  - сколько времени наши земляки потратили на то, чтобы выстругать из дерева эти элементы деревянного декора.

Сила к силе

Сфотографировались и продолжили наше путешествие, вышли из полосы леса и начали подниматься к перевалу Дятлова. Трудный подъем скрасила огромная поляна с голубикой. Я столько ягод в жизни не видела!!!

Перевал Дятлова. Не очень приятное местечко…дело даже не в огромном количестве посмертных табличек и не в названии гор: Отортен (переводится «не ходи туда») и Халатчахль («гора мертвецов»), когда выходишь из лесополосы есть чувство незащищенности, ветер и холод пронизывает до костей.

На перевале нашли тетрадь для туристов, Максим сделал запись для наших ребят – квадроциклистов. После перевала туристическая тропа резко прерывается.

Следующей остановкой было озеро «Одинокого гуся» (его настоящее название фиг запомнишь – Лунтхусантур). Об этом озере можно написать отдельную повесть, теперь каждый раз я его вспоминаю с дрожью во всех конечностях. Этот «пункт назначения» был выбран для ночлега, чтобы до него добраться мы преодолели «вертикальный курумник», как заметила Катя (мы долго смеялись) – такой большой щебенки она никогда не видела. Озеро находится у подножия горы Отортен. И «гусь» здесь реально «одинокий», потому что не очень хочется составлять ему компанию в этом холодном и каком-то некрофильноэнергетическом  месте. Впервые именно в этом месте я поняла, что походный костер – это целая жизнь. Здесь мы готовили ужин на горелке (дров естественно не было), соответственно мокрые трекинговые ботинки не удалось высушить и утром мы залазили в ледяные ботинки с фразой, которая преследовала нас на протяжении всего похода «Какааааааааааааааая красота!».

Сила к силе

26 сентября 2012 г мы продолжили наше путешествие, это был третий день,  рюкзак я уже не замечала – было чувство, что мы с ним слились в единое целое, на привалах не хотелось его снимать, так как с ним теплее. Мы преодолевали курумник, шли по мху, в котором утопаешь по колено. Я прочувствовала такие мышцы, о существовании которых я даже не подозревала. Вышли на квадроциклетную дорогу. Идти стало легко. Встретили группу квадроциклистов из Перми, когда сказали им, что собрались на МаньПупуНёр, они только покрутили у виска и с удивлением посмотрели на Максима – руководителя нашей экспедиции – как можно было вести в октябре практически женскую группу на Пупы?  Мне, почему то, сразу  вспомнился кинофильм  «А зори здесь тихие», нервный смешок.

В продолжение нашего пути мы наткнулись на избу, я бы даже сказала, на покосившийся сарай, но даже этот намек на цивилизацию радовал, пока я не зашла внутрь. Внутри избы на каждой полке, балке, деревяшке висели и лежали куски мяса свежеразделанного оленя. Есть, как-то сразу, расхотелось, да и пить тоже. Максим успокоил меня фразой, что у всех жизнь разная – мы ходим в Макдональдс и едим гамбургеры, а манси для того, чтобы добыть себе пропитание охотятся и это норма их жизни. Нашли туристические тетради, написали записку нашим квадроциклистам и двинулись дальше.

СрезАли дорогу по курумнику, мху и зарослям деревьев (не знаю как эти деревья называются, но пробираться через них - ад!Я даже полюбила курумник). Наконец вышли в полосу леса, очередной раз поймала себя на мысли, что в лесу гораздо уютнее, я знала – быть костру. Смеркалось, начали подыскивать стоянку на ночлег, наткнулись на одну, на которой с маниакальной аккуратностью были выложены кости (оленя наверное), не нашли на ней воду – пошли дальше.Заприметили хорошую лужу в колее от ATV и неплохую маленькую полянку в лесу.

Сила к силе

Эту стоянку я запомнила – высушили все на костре, было тепло и уютно. А утром меня ожидал сюрприз,как оказалось, спала я в палатке вниз головой и каждый кто утром видел меня – встречал дружным ржачем! Я опухла, да так, что манси легко бы приняли меня за свою, лицо - как по циркулю, глазки-щелочки. Утром Максим отправил меня набрать воды в котелок для завтрака, я решила за одним умыться, пришла в темноте к луже – увидела огромные следы медведя в свете налобного фонаря…так быстро воду я не набирала никогда – с сапропелью, с грязью, со взвесью и черт с ними, с нечищеными зубами!

27 сентября 2012 г – волнительный день, понимание того, что сегодня надо до темноты успеть добраться на плато МаньПупуНёр и, наконец, воочию увидеть каменных истуканов! Но накатанная квадроциклетная дорога превратилась в непроходимую грязь (не понимаю -  как наши ребята здесь на квадриках проехали!), ботинки вчера сушилисовершенно зря. Было чувство, что эта грязь просто нескончаемая! Сделала открытие для себя – идти надо по следам лося, тогда меньше проваливаешься в эту чачу (лось – очень умное животное :)). Шли-шли-шли и,наконец, вышли на нормальную сухую дорогу, по пути встретили чудо конструкцию: 200 литровая бочка, бортовой редуктор и ведущие колеса от вездехода (откуда они там взялись?).

Спустились с горы Печорья-Таляхчахль (с мансийского языка – гора, родившая Печору). Дорога привела нас в лес, по которому мы добрались к северной реке Печора.За рекой  сразу начинаетсяПечоро-Илычский заповедник – куда заезжать на квадроциклах категорически запрещено, но законы  и тормоза придумали трусы, поэтому русский человек и там оставил следы внедорожной техники, по которым мы начали восхождение на хребет МаньПупуНёр. Хотя я лично не видела ни одной таблички, оповещающей о территории заповедника. После продолжительного подъема по лесной тропке, а затем по мху – мы взошли на плато МаньПупуНёр и…ТУМАН!!! Секундное отчаяние… столько идти и туман!?

И тут Максим говорит: «Смотри, Александровская!» и показывает вперед в туман. Я начинаю вглядываться вдаль, и мои опухшие мансийские глаза из щелочек превращаются в 5-ти рублевые монеты! Сквозь туман еле виднеется огромный силуэт  каменного истукана, с каждым шагом он все ближе и ближе. Это чувство невозможно описать и передать, его нужно пережить. Ты всем нутром чувствуешь мощь и силу этого чуда природы, туман постепенно рассеивается и перед тобой вырастает огромный каменный богатырь! А за ним еще один и еще один. Я материалист и отнюдь не романтик, но уж очень захотелось прижаться к этому творению природы и постоять вот так…как дурочке.

Сила к силе

Спустя некоторое время ты начинаешь замечать, что мокрые ноги замерзли, ветер на плато сильный, а до ближайшей стоянки с костром топать добрых …цать километров, романтику сменяет суровая действительность, и я начинаю теребить всех, чтобы идти обратно в лес у Печоры. Но ребята непоколебимы – все слышали, что рядом с Пупами есть избушка, в которой можно переночевать, а утром вернуться и еще раз посмотреть на каменных идолов, один небольшой нюанс – никто не знает даже в какой приблизительно она стороне. Мы начинаем идти по тропке, Вера говорит серьезно так: « А я знаю, что мы ее найдем!». Не проходит и 20 минут и перед нами в тумане вырастает деревянная избушка, да как избушка – целый двухэтажный коттедж с биотуалетом и газовыми конфорками, с отличной печкой, едой, оборудованными спальными местами. У меня есть такое ощущение, что этой избушке на краю света я удивилась гораздо больше, чем каменным болванам, клянусь! Мы и мечтать не могли о таком подарке судьбы! Развешивали вещи сушиться, пританцовывая, да что уж там, я даже посуду мыла припевая. И тут, мне кажется, самое место написать про команду и отношения в команде.

Команда.

Не с проста говорят, что люди встречаются не случайно. И этот раз не был исключением. У каждого члена команды есть чему поучиться:

Максим – директор компании, руководитель нашей экспедиции. В самые критические ситуации умел подобрать к каждому индивидуальный подход,  с каждым найти общий язык – с Катей – подшутить,  с Верой – поддержать, с Наташей – отобрать себе в рюкзак спальник и так со всеми и с каждым. Впервые встречаю человека, который меньше всего беспокоится о своей мокрой одежде, самом тяжелом рюкзаке и голодном желудке, постоянно находится в вопросе: «Чем я могу тебе помочь?». Принимал стратегически важные решения на протяжении всего похода, каждое утро готовил завтрак, в ураганный ветер ловил наши рюкзаки, в общем, рулил, как подобает настоящему хорошему руководителю. Если после этого описания кто-то задался вопросом – увеличится ли мой оклад, отвечаю незамедлительно – перечисляю просто факты :).

От того, что мы спали в двухместной палатке вчетвером – в первый же день ночью у меня стало сводить ноги. Максим, заметив сей факт, заявил, что будет ночевать в тамбуре палатки, как бы мы с ним не спорили. Проснулась я от того, что Максим в тамбуре черпал воду с туристического коврика и выжимал насквозь промокшие спальники. Не могу без смеха вспоминать эту историю, Макс спросил у Кати: «Сколько времени?», Катя ответила, что пол первого ночи (хотя было почти 5 утра), Макс ответил: «Как пол первого? Я столько боролся за жизнь!». Ржали над этой историей весь поход, после этого курьеза Макса периодически называли Дон Кихотом, а он нас - мамками, потому что пытались его учить жизни.

Иванова Катя. Про нее смело можно сказать – с такой женщиной не пропадешь! В первый же день поменялась с Верой ботинками, натерла офигенные кровавые мозоли, не смотря на это - тащила нашу палатку, на обратном пути заправски вела Фиат с прицепом и квадриками, колола дрова, готовила вкусные обеды. Гремучая смесь отменного чувства юмора, смелости и обаятельности. Основатель теории, что вес рюкзака никак не влияет на скорость нашей ходьбы :). Мы частенько пользовались этой теорией, когда Макс пытался забрать у нас часть вещей из рюкзака.

Лимонов Алексей. Наш покоритель Эльбруса! Шел всегда самым последним, но не потому что болели ноги и сил не хватало, а потому что всегда поддерживал постоянно сменяющегося отстающего (вернее отстающУЮ).  Человек в постоянной заботе, так и хочется назвать его граф Лимонов – спокойный и обстоятельный, молчаливый, хозяйственный, остроумный – это если кратко.

Наташа. Блондинка из Перми :), подружка Ивановой, а теперь и наша, гидовская.  Женственная даже с 60 литровым рюкзаком и в резиновых бахилах 43 размера. Все время пропускала раздачу еды, потому что забинтовывала намозоленные ноги (как у мумии), не смотря на это стойкая, жизнерадостная, позитивная.

Грызан Катя – отдельная глава моегомемуара. Она меня очень веселила! Маленькая и хрупкая, с огромным ярко желтым рюкзаком, при этом боевая и выносливая.  После адских веток отметила,  что лучше уж на велосипеде на Алтай. Максим утром быстро костер разводит, я кашу готовлю, остальные спят, а Грызан уже стоит спальник свой сушит у костра :) Грызан везде, даже когда ее рядом нет – она везде.

Вера. Очень хрупкая, нежная девушка со стальным характером. По-моему, Вера была той единственной, которая совсем не материлась и напоминала нашим мальчикам, о том, что все такимы женщины. Не сдалась в первый день, даже когда от Ивановских ботинок стало сводить ноги, продолжила путь. Твердо верила, что мы найдем избушку и нашла, ни разу не пила обезболивающие таблетки (в отличие от меня), терпела до последнего.

Вова.Не могу не улыбнуться. Вова успевал замечать такие вещи, до которых я даже бы не додумалась – разглядел белых куропаток в курумнике (они под него маскируются), нашел рога лося, зачем то взял с собой кубик-рубик, много нас фотографировал, разговаривал с деревьями, стоически нес котелки команды и периодически наши вещи, менялся с девчонками своими кроссовками. Ни разу не сдался.

Я. Я многому научилась у этих людей. В первую очередь,  забывать про свои необоснованные амбиции (я первое время все время бежала вперед, никого не дожидалась, мне только флага и барабана не хватало), находиться в заботе об окружающих тебя людях и НИКОГДА НИ НА КОГО НЕ ГЛЯДЕТЬ СВЫСОКА – это мой самый важный урок в этой экспедиции, потому что в любой момент времени отстающим можешь оказаться ты!

Путь ОБРАТНО.

«Это просто счастье путь домой, где любовь и покой» - гласят строчки известной песни. Но эта песня точно не про нас. 28 сентября 2012 г – мы выдвинулись в обратную сторону. А вышло все вот как: оказалось, что по дороге туда нам еще очень сильно везло с погодой, после того как мы посетили сильнейшее энергетически место - плато МаньПупуНёр, начались постоянные проверки на крепость духа. Дорога казалась бесконечной, ветер порой достигал такой силы, что на него можно было смело ложиться вместе с рюкзаком, лил дождь, шел небольшой снег, казалось, что все время идем в гору, от наших ребят – квадроциклистов в туристических тетрадках не было ни весточки. Вечером у костра все эти испытания казались мелочью, мы много разговаривали и смеялись, вкусно кушали и сушились, а утром все начиналось заново.

Вечером 29 сентября я резко почувствовала голод (хотя что - что, а питались мы всегда отменно!), затем захотелось спать, а потом я просто легла в рюкзаке в мох и не смогла встать.

Сила к силе

Иванова очень быстро с силой засунула мне в рот сыр, Максим - колбасу и печеньку и на последнем издыхании мы пришли на озеро «Одинокого гуся». Это место научило меня любить жизнь! Стемнело, поднялся сильнейший ураганный ветер, лил дождь, впопыхах мы поставили палатки и залезли внутрь. Каждый готовил ужин на горелке в своей палатке, чай и сахар к тому времени кончились, поэтому мы с удовольствием прихлебывали кипяток (называли его «белый чай») и тут началось представление...Я лежала и не верила, что так бывает! Ветер начал уносить наши вещи из тамбуров и раскидывать по всему полю у озера. Здесь надо поставить памятник Ивановой и Вафину, которые героически спасали вещи и привязывали палатку к трекинговым палкам. Ветер всю ночь пытался сорвать тент, с силой бил по дугам палатки (причем очень резко, наскоками и с разных сторон), лил проливной дождь, на улице стоял гул, я чувствовала себя как Элли из «Волшебника изумрудного города». Утром поняла, что у меня не осталось ни одной сухой вещи – только в закладках.

В насквозь промокшие вещи, со стиснутыми зубами, в сильнейший ветер утром 30 сентября мы залазили с любимой фразой «Какаааааааааааякрасотааааааа!». Чтобы хоть как-то избежать этого ветра Максим принял решение не срезать по курумнику и квадроциклетной трассе, а спустится в лес и из него потихонечку выйти на перевал Дятлова. Мне кажется, это было самое важное решение в этом походе. Макс все сделал правильно и пусть по лесу мы переходили вброд десяток раз речку поперек – это было ерундой по сравнению с ураганным ветром и сырым курумником. Это был мой первый день на «Кетанове» (жутко разболелась нога), в тетрадке на перевале Дятлова так и написала: «Спасибо врачам за «Кетанов!»». На ночлег остановились на хорошей полянке у реки Ауспия. Подсушили вещи и палатки, приготовила томленый рис с тертым сыром «Parmisan». Макс ушел греть палатку с помощью горелки, да так и уснул в мокрой палатке.

01 октября 2012 г – последний день нашей экспедиции – мы с Грызан почти бежали бегом и вприпрыжку (я, конечно же, под «Кетановом»). Лес казался уютным, Ауспия красивой. По пути собирали шишки, Катя пела песни, болтали. Напоследок произошел курьезный случай: Макс передо мной лихо перепрыгнул глубокую грязную лужу, оперевшись на трекинговые палки, я не воздержалась от комментария: «Ниндзя блин!» и аналогично поставила палки, оперлась, оттолкнулась…и вспомнила, что я под обезболивающим. Приземлилась прямо коленками в грязнейшую лужу. Долго ржали.

Пришли к месту нашего старта, а там нас уже ждал МЧСникОлег, его друзья, мансийские собаки и верный ЗИЛок. Мы кричали с Грызан «УРА!!!» и от радости лезли обниматься к незнакомым людям. Отыскали закладку, переоделись в сухие вещи, накинулись на майонез, джем, шоколадную пасту, лимон, чай, сахар. Такого удовольствия от еды я не испытывала никогда. В ЗИЛе стоял старый диван и лежали матрасы (Олег хотел их завезти по пути родителям в Ушму). Мы расселись на диван, укрылись матрасами, ребята  легли на пенки и рюкзаки «тетрисом» и уставшие и довольные мы стали дремать, периодически хохотать,вспоминая все произошедшее, и опять дремать…темнело, холодало. Приехали до Ушмы, Олег не стал выгружать родителям диван, пожалел нас, сказал, что потом закинет. Оставалось совсем чуть-чуть до базы Вижай, где мы оставили свой синий Fiat.

Сила к силе

В Вижае нас ожидал новый сюрприз – квадриков на прицепе не было, а это означало одно, что ребята сто процентов поехали на плато и от них не было ни единой весточки, мы запереживали. Кроме того, впопыхах Стас (руководитель направления ATV) забрал ключ от нашего синего Fiatа с собой. Шансов уехать домой сегодня не оставалось, Максим договорился с директором базы о нашей ночевке в домике. Мы покушали, помылись в баньке (ее с трудом можно так назвать)  и улеглись спать по привычке «вальтом». Ночью Максим резко подскочил и прошептал: «Квадрики», я в полном непонимании открыла глаза, прислушалась и услышала тихий-тихий шум приближающихся квадроциклов, за 5 секунд мы выскочили на улицу и «О, Чудо!». Встретили наших ребят живыми, здоровыми, довольными, уставшими. Радости не было предела! Мы одновременно закончили это путешествие без каких-либо потерь, с обалденными приключениями! А весточки от них не было, потому что мужской коллектив просто не догадался читать туристические тетрадки. Проболтали до утра, подремали часок и поехали домой, в Екатеринбург!!!Ночью очень насмешил Стас, он лег и спрашивает у Ивановой: «А от меня также пахнет?», а мы до этого час намывались в баньке, Стас еще не представляет - как от нас пахло когда мы приехали :)

02 октября 2012 г в 01:30 ночи мы прибыли в наш любимый офис на Шефской.

04 октября 2012 г 22:00 сижу в офисе и дописываю свою «Войну и мир», с ностальгией вспоминая каждую секундочку своего путешествия. И дело не в каменных болванах, ведь смысл всего путешествия в самом путешествии. Я третий день с удовольствием ем и сплю в мягкой кровати, моюсь в холодной воде (горячую не дали), с удовольствием еду в трамвае, радуюсь легкому осеннему ветру и непогоде, с удовольствием слышу голос любимого человека и родителей и понимаю, что нет проблем, их вообще нет и не было, есть люди, каждый уникальный в своем роде, есть приключения и любовь (здесь надо пустить слезу :)).