Путешествие в Гималаи

Конкурсный рассказ Лилии Костыревой, участницы восхождения на Эльбрус в составе группы Страху-Нет в 2010 году, о путешествии в Непал.

Про горы

Объявленный  конкурс  рассказов о горах вызвал у меня очередной приступ жгучего желания снова бродить  вверх-вниз по крутым горным тропам через долины и перевалы.

Трудно представить,  что  было такое время,  когда горы не значили для меня ничего.  Я их не знала. Никогда не была там.  Я путала Эверест с Эльбрусом и высота в 6000 м была для меня  ничего не значащим определением, пустым звуком,  а Гималаи –  лишь  хранилищем мудрости веков и обителью йогов.

Я вспомнила, как робко мечтала о путешествии в Гималаи. Романтика… Сильные характеры.. Внутренняя сила… Вспомнила, как мои мечты становились все смелее и все ближе к реальности. С каким трепетом  я собиралась в это путешествие!  Я прочитала массу книжек о горных восхождениях,  высотной  болезни,   решительных поступках и  подвигах воли…  Я скрупулезно выискивала подробности о маршруте в сети,  и кропотливо собирала  информацию.  Мне показалось это даже слишком простым  – пройти по проторенной туристической тропе.  Эти маршруты  исхожены туристами… Тропы так многолюдны, что порой сравнимы с Невским проспектом…  А гора Гокио Ри, которая была одной из целей  путешествия, казалась мне совсем  безобидной,  и я самонадеянно сочла, что для меня это будет совсем легко.  Не было даже секунды сомнения в том, что мы доберемся до вершины.

Но Гималаи посмеялись над моей самоуверенностью ...

...Ужасно устала. Спать хочется не переставая. Если остановиться – можно упасть и уснуть. Очень новые впечатления. Узкие кривые улицы. Народу много, но совсем не раздражает…  Ночь была ужасной – я думала,  умру. Проснулась от головной боли и невозможности дышать. Насморк, кашель. Болело все тело...

Довольно скупые, примитивно написанные строчки моего дневника, излагающие  факты  и  описывающие хронологию событий, явно противоречат  тем  добрым чувствам, возникающим в душе при воспоминании о путешествии.

…Пробуждение  было ужасным… Понадобилось время и лекарства, чтобы прийти в себя. За ночь все  отсырело.  Мои носки сохнут второй день. По-прежнему немного кружится голова.  После завтрака срубило, а когда проснулась,  как-то даже испугалась – так сильно кружилась голова. Сердце при любой активности готово  выскочить.  Очень хочется  спуститься вниз…

Путешествие в Гималаи

Когда до  вылета оставалось два дня,  я заболела. Пришлось лететь с температурой под  40 .  Так экстремально началось мое путешествие.

…почему-то все время хочется спать. Иногда больше, иногда меньше.  Ну и голова – иногда больше кружится, иногда – меньше. Но всегда, как воздушный шарик.

...идем медленно, даже вниз…

…В нашем самолете было 17 человек. Мы сели хорошо слева и я весь полет не отлипала от окна. Видна была вся горная цепь. И иногда мы летели между гор – они были выше...

Путешествие в Гималаи

А  кто-то на своих двоих до вершин доходит и смотрит сверху на самолеты! )))

…Шумит горная речка. Я сижу над тропой в лесу и наблюдаю эту неспешную жизнь. Здесь не знают что такое суета. Все, что построено – очень добротно, старательно, основательно  и аккуратно. Вообще, здесь здорово! Вокруг такие громадины…

Наш путь в Гималаях начался с незапланированной остановки через  пару часов после выхода.  Друг, с которым я путешествовала,   тоже заболел. Точнее, заболел он еще в Питере задолго до начала путешествия, месяца за два, все время  и немного покашливал. Как и многие мужчины,  он считал  такие проявления болезни вовсе не болезнью:  «…  стою,  хожу, подумаешь – покашлял немного. С ног  не валит, значит все нормально».  Так вот  свалило его в самом неподходящем месте, на небольшой Гималайской  высоте – чуть меньше 3000 м.  Незначительный кашель на высоте обернулся серьезной болезнью.  Мой приятель  уснул на скамейке, прямо на дороге…  Нам пришлось расположиться  в первом попавшемся  ближайшем фанерном домике,  кишащем  грызунами. Находиться там было для меня испытанием, не говоря уж о том, чтобы есть.  Потому что когда я  стала свидетелем того, как по-свойски неторопливо  там  трапезничают   то ли большие мыши,  то ли маленькие крысы , у меня сложилось  полное ощущение, что это мы будем есть их еду, а не они - нашу.  Гулять было некуда, все окрестности - это тропа на склоне горы,  по которой мы пришли.  С одной стороны - круто вверх, с другой стороны  - круто вниз.  И никаких развилок или  домов… Только далеко-далеко  внизу в долине виднелись речка и лес… Мимо меня проходили люди с рюкзаками,   караваны из яков и шерпов…  И все они бодрым шагом поднимались  все выше и выше, и выше, ближе к Эвересту,  к цели нашего путешествия.   Я с тоской смотрела на проходящих мимо нас,  не представляя,  сколько времени потребуется провести здесь, прямо у дороги, прежде чем мы  сможем двинуться  дальше.   Тоска и тревога моя усилились при виде необычного зрелища:  четверо шерпов стремительно шли, почти бежали вниз по тропе с носилками, на которых лежал замотанный в тряпки сухонький мужчина.  На лицах шерпов-носильщиков  не было ни тени скорби или печали.  В тех местах  смерть  принимают довольно обыденно и спокойно, поэтому  понять живой  он или уже мертвый было невозможно.  Но эта процессия  заставила меня прервать наблюдения и начать действовать. Хорошо, что  начитавшись про горную болезнь,  я взяла с собой антибиотики и заставила друга выпить ударную дозу. Подействовало, как в сказке!  На следующее утро он был свеж и бодр,  и мы снова начали путь. Нам за день предстояло пройти в два раза больше,  так как мы задержались.

…Переход до Намче. Шли 9 часов. Очень утомительно и трудно. Последние 4 часа – крутой подъем на 3440 м.

...В Намче.  День отдыха и акклиматизации. Вчера … очень был долгий и тяжелый переход. В какое-то время я настолько устала, что легла на камень прямо на тропе и не могла двинуться дальше.. Уже затемно пришли. Еле-еле доплелись…. Правда, засыпать было сложновато. Пульс зашкаливал...

Сегодня ходили по городу. Везде рынок. Улицы вверх-вниз. Узенькие и состоят из лавочек..  Днем в Намче пришел караван. Яки шли прямо по улица, мохнатые, с вершин, не такие как нам встречались до сих пор. Караван разбирают на поляне в центре Намче, в низине и весь город с террас и из окон смотрит. Событие.

Путешествие в Гималаи

Встретили двух русских девушек,  путешествующих в шлепанцах и пьющих воду из ручьев, как местные.  Правда, они рассказали, что поначалу добавляли в нее какие-то дезинфицирующие капли.  Большинство европейцев не могут себе этого позволить, им приходиться нести воду  с собой или покупать  задорого на высоте – стоимость увеличивается с каждой сотней метров.  Девушки эти путешествовали по Индии и в долине Катманду. В горы они попали за компанию, случайно, видимо не подозревая, что на высоте становиться все холоднее и труднее дышать.

Тут же вспоминается рассказ про случайного горе-путешественника  на Эльбрусе,  который  доехав на канатке до Приюта  11, пошел на вершину в обычных городских ботинках с надетыми сверху пластиковыми пакетами.  Горы не прощают  неуважительного к себе отношения.  Конечно, ботинки в пластиковых пакетах вне конкуренции и  в сравнении со шлепанцами на босую ногу могут показаться отличной  экипировкой, но надо признать, что девушки,  пройдя довольно серьезную акклиматизацию, чувствовали себя прекрасно, и им хватило здравого смысла не подниматься очень  высоко.

…Утром позавтракали и вышли. Снова подъемы и спуски.. подъемы и спуски…  Сначала было очень трудно, а потом я нашла способ дышать. Идти стало значительно легче,  чем раньше, когда  мне приходилось останавливаться после 2-3 шагов наверх. Мы наконец-то дошли.

Путешествие в Гималаи

Еще один печальный эпизод  была на нашем пути – один шерп сидел над телом,  прямо на тропе, недалеко от поселения.  Он ждал представителей власти, которые должны были засвидетельствовать естественную  смерть.   Несколько позже мы встретили их  дважды – когда они бежали  вверх  и уже через несколько часов, когда  они бежали вниз.  Кажется, то расстояние, которые мы проходили за несколько дней,  они пробежали туда и обратно за несколько часов…

Тенгбоче… смотрели на закат и горы вокруг. Гадали где же Эверест…  попали на  какую-то церемонию: шествие, монахи, мантры, музыка,  сжигали какую-то символическую фигню – носилки и много цветного на них… А потом случайно выяснилось, что гряда гор вокруг, которую мы рассматривали, это и есть Эверест. Почувствовали себя лохами…

В монастыре  монах начитал мантры и  повязал мне на шею красную веревочку - оберег. Вечером  он угощал меня чаем и  подарил хадак.  Было мило. Монахи живут там почти круглый год, но зимовать на пару месяцев спускаются туда, где теплее. Обменялись электронными адресами,  потом какое-то время переписывались. Он описывал,  как учит  церемониальный танец в огромной маске, готовясь к ежегодному празднику.

…опять спускались и поднимались…

Переход был очень утомительным, особенно сначала. Я простыла и еле-еле шла…

Путешествие в Гималаи

Мыть голову на высоте и сушить естественным образом, при отсутствии фена – это как окунуться в прорубь, не имея полотенца. Мои волосы, не очень-то  длинные, сохли почти два дня!  Это безумство в итоге стоило мне целого дня, проведенного в горизонтальном положении…

Из-за моей болезни сегодня никуда не пошли. Я начала пить местные антибиотики, потому что родные питерские все таблы уже выпиты. Вот лежу. Сил нет, вся в соплях,  но ничего не болит. К вечеру пришла в себя. Познакомились с нашим местным гидом-портером… у него даже есть мобильный.

…Вышли и шли, быстрее, чем раньше. Но когда пришли в Пхорце , мест уже не было. Пришлось остановиться в т.н. лоджии – комната, а в ней одна большая лежанка в два этажа. На первом этаже три отсека по три матраса, а на втором два – там спали портеры и местные…  Ночью пищали крысы.

Это была пещера с одной внешней фанерной стеной.  Слышала, что иногда в этом месте крысы приходят спать в спальники туристов, дабы погреться. После таких рассказов,  крысиные бои ночью за шоколадку в рюкзаке показались  мне почти ерундой... Рюкзак был не наш  и стоял поодаль от нашего лежбища, однако  довольно громкие крысиные визги и шелест фольги   все же не давали спать спокойно.

…идти всю дорогу было лень.  Дорога не длинная, но в гору. Поднялись  очень  лениво... Погода отличная, яркое солнце, поэтому я рискнула постирать. Обычно не высыхает, но сегодня  -  солнце…

Путешествие в Гималаи

Стирка происходила  в проточной ледяной воде с гор, запакованной  в шланг.

…Солнце в три часа закатилось за гору и стало снова холодно, хотя еще не очень темно. Темнеет рано, часов в шесть.

…Яркое солнце и ветер сильный и очень холодный. Но это здесь обычное явление...

Как обычно, после полудня  появились облака. На самом высоком перевале интересно было наблюдать как  они  проплывают  в нескольких шагах.   А иногда горы накрывал  туман, и тогда в метре от себя ничего не было видно,  и довольно безопасная в обычное время  тропа  становилась очень опасной. Особенно, если вдруг навстречу выныривает  караван яков… Или тропа резко поворачивает, а ты идешь прямо вдруг оказываешься в шаге от пропасти…

Очень холодно. Переход не очень трудный, но долгий.  Очень трудно тут с расселением. Некоторые группы приходят,  и им не хватает места. Им приходится  спать в столовых или даже на полу. В нашей столовой  сегодня будет ночевать человек 7 немцев и еще кто-то. В комнате очень холодно,  на окнах снег с обеих сторон. Не знаю, как спать в таком холоде... Зато,  комната с видом на озеро. По дороге,  как на Марсе – камни, горы и никакой растительности почти... и озера красоты нереальной…

Путешествие в Гималаи

Цвет озер фантастический! Не думала, что такой бывает в природе. Мы в Гокио, на берегу озера нереальной красоты... К вечеру оно стало дымиться.  Сюрреализм!..  Рядом один из самых больших ледников в Гималаях – Кхумбу. Если долго стоять и смотреть на него, начинаешь чувствовать,  что он живой – он начинает разговаривать… Слышно, как он медленно, незаметно движется.

Мне так холодно и одиноко... я чувствую себя настолько незащищенной периодически... иногда  хватает сил и я все воспринимаю легко – конечно, это все мелочи по сравнению с этой большой горой… но не сегодня. Залезла в спальник и разревелась. Долго не могла успокоиться.  Спать было не так уж и холодно, вопреки всем ожиданиям.  Я утеплилась, а ночью проснулась от жары и дискомфорта, т.к. чувствовала себя как космонавт – столько всего на мне было.

Один день на подъем к вершине Гокио...  Из-за наших болезней у нас не осталось ни одного запасного дня. И надо же такому случиться!.. Обычно в Гималаях с утра до полудня чистейшее небо без облачка, а к обеду ветер  натягивает облака. Поэтому все переходы производят рано утром, на  вершины обычно выходят задолго до рассвета.   Так мы и спланировали, но проснувшись,  мы не увидели горы – она утонула в тумане! Перспектива подниматься в темноте сквозь туман, не видеть прекрасные пейзажи и Эверест, а чувствовать себя «ежиками», нас не вдохновила. Это было слишком нелепо и досадно. Разочарование переросло в раздражение, мы переругались... Оба понимали, что нет шанса достигнуть цели. То зачем мы шли, останется только лишь желанием, воспоминанием, упущенной возможностью… Чем угодно, но только не наслаждением от реализованной мечты…   Гора не пустила нас, и мы повернули обратно.  И, что было еще более удивительно  и досадно – после  полудня, когда обычно горы кутаются в облака  и  мы были уже  далеко внизу, туман рассеялся, облака растянуло,  и нам открылась вершина Гокио Ри  -  такая  простая и ничем не примечательная, но на которую мы не смогли попасть. Это было похоже на издевательство  -  Гималаи посмеялись над нами. Теперь вот смотрю на нее и стыдно признаваться, что я не была на вершине. Есть к чему стремиться)

...Дорога домой... проще... Весь день шли. С утра, правда, мне было плохо, пришлось напиться таблеток,  и около часа  я лежала. Потом  мы пошли…

И только начав дорогу обратно, вниз,  я вдруг почувствовала словно несколько тонн груза свалилось с меня, и  осознала  какое немыслимое напряжение сковывало меня весь путь наверх. Это было то самое состояние,  о котором я много читала,   и очень самонадеянно считала: « ну уж со мной такого не случиться, я всегда смогу осознать свое раздражение ...»  Психологическое напряжение и раздражение,  как следствие большой высоты… О котором я даже не догадывалась,  пребывая в нем, пока не смогла трезво оценить свое состояние со стороны и отстраненно во времени...  Такое вот коварство гор, и  еще один прекрасный урок.

Прочитав дневник, на секунду засомневалась – стоит ли писать обо всем этом?  Ну разве нормальный человек в здравом  рассудке захочет  подобное повторять?  Парадокс в том, что я хочу!.. Всего, что описано в дневнике,  я не помню, зато хорошо помню то потрясающее состояние покоя и внутренней гармонии,   с которым я вернулась оттуда.  Осознание предопределенности бытия, полное и безоговорочное внутреннее согласие  с тем, что все происходит именно так, как должно быть.  В воспоминаниях остались отличный опыт и прекрасное время, проведенное в Гималаях.

Путешествие в Гималаи

Горы – это как общение с любимым человеком – с ним бывает  и легко, и комфортно, а бывает и трудно, и невозможно, но без него еще хуже…  И каждый делает свой выбор. Возможно, кто-то может прожить и без любви…. Так вот прожить без гор можно, особенно, если ты не был там ни разу… Но один раз побывав там, и ощутив силу, величие и мощь  природы – их уже невозможно забыть… Что-то неуловимое всегда непреодолимо будет тянуть туда…

Автор: Лилия Костырева

[TypeError]
array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given (0)
/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/local/components/custom/wall/component.php:496
#0: array_merge
#1: include(string)
	/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#2: CBitrixComponent->__includeComponent
	/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#3: CBitrixComponent->includeComponent
	/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1068