Вокруг Эльбруса 2008

Маршрут: пос. Верхний Баксан – перевал Джикаученкез – Замёрзшее озеро Джикаученкез – Долина нарзанов Джилы Су – перевал Балк-Баши – долина р. Уллухурзук – перевал Кюкюртлю – пер. Хотютау – Приют 11 – г. Эльбрус

7.08.08 Наша группа численностью 9 человек прибыла в пос. Верхний Баксан. Отсюда мы направились вверх по левой стороне ущелья реки Кыртык. Пройдя около 500 м. вверх, остановились на ночлег и разожгли костёр.

8.08.08 Идём дальше наверх вдоль реки Кыртык. Позади на правой стороне ущелья остаётся сосновый лес. Проходим мимо кошары. Не дойдя до перевала 3 км. остановились на ночлег.

Вокруг Эльбруса 2008

9.08.08 Погода ясная. После завтрака продолжаем движение к перевалу. Проходим мимо заброшенной шахты. Судя по всему, она довольно глубокая, потому что в ней проложена рельсовая дорога. Но далеко мы зайти не смогли – воды по колено, и она ручьём вытекает наружу. Дорога доходит почти до самого перевала. Пройдя последние 100 м. по осыпному склону, мы вышли на наш первый перевал – Джикаученкез. После обеда на перевале наша группа спустилась на ледяное плато с одноимённым названием. С этой стороны склон также осыпной. Пройдя через плато, мы двинулись дальше на север. Уже было темно, когда мы, уставшие, пришли, наконец, в долину нарзанов Джилы Су, что в переводе с местного языка означает «тёплая вода».

10-11.08.08 Две днёвки. Первый день мы посвятили отдыху, который был просто необходим после трёх дней пути. Мы посетили радоновую и нарзановую ванны и каменный мост через реку Малку. На второй день мы совершили прогулку на гору Тузлук. Это совсем не большая гора, но она примечательна тем, что на её вершине находятся каменные глыбы, которые, по мнению исследователей, являются остатками древнего капища Солнца. К сожалению, каменного идола на прежнем месте не оказалось. Как выяснилось, кто-то выкорчевал его и сбросил с обрыва. А ведь он простоял на этом месте 700 лет! На обратном пути зашли на серебряное озеро. Оно находится на плато Ирахитсырт. Примечательно озеро тем, что оно появляется каждый год и исчезает через 40 дней. Вода в озере абсолютно прозрачная и удивительно вкусная. Самые большие экстрималы имели возможность искупаться в нём. Температура воды в озере не превышает 4 градусов.

12.08.08 Снова в путь. Для того, чтобы полюбоваться Эльбрусом на восходе встали в 4 часа утра, собрали лагерь и пошли в сторону плато Ирахитсырт. Перешли реку по подвесному мосту. Прошли мимо лагеря МЧС и далее, пройдя через всё плато, перешли реку вброд и остановились у подножия перевала Бурунташ (н/к). Здесь красивое место, есть удобные и защищённые от ветра места для палаток и родник. На перевал поднялись налегке.

Вокруг Эльбруса 2008

13.08.08 Поднялись на перевал Балк-Баши. Облачно. В условиях ограниченной видимости единственная тропа с перевала увела нас в очень неудобное для передвижения ущелье, заваленное крупными камнями. Чтобы не промахнуться, необходимо спускаться правее – в данном случае лучше уйти лишнее вправо. И не стоит спешить терять высоту. Пройдя по ущелью, мы, наконец, вышли на нормальную дорогу и к кошаре, где тут же купили айран. Дальше – долгий путь по дороге до места слияния ущелий рек Битюктюбе и Уллухурзук. Здесь мы остановились в заброшенной землянке, которая когда-то, много лет назад, была кошарой.

14.08.08 Ещё одна днёвка. В нескольких километрах по долине Уллухурзук есть кошара, где мы купили сыр и айран. На берегу реки организовали баню. А на ужин у нас были жареные грибы, которых очень много в этих местах.

15.08.08 За день мы прошли вверх через всё ущелье р. Уллухурзук. Заночевали у подножия перевала Кюкюртю, прямо на склоне.

16.08.08 Переход через перевал Кюкюртлю. В нижней части склон средне-осыпной, а в верхней его части – снежный. Здесь желательно идти в кошках. На самом перевале, как всегда, очень ветрено. Но зато с него замечательный вид на Главный Кавказский Хребет. По скалам, местами по верёвке, спустились в долину реки Терек (по крайней мере, так она названа на нашей карте). Не похоже, что здесь часто бывают туристы. Спуск этим маршрутом очень не простой. Но есть отличные места для палаток на ярко-зелёной поляне. И есть родниковая вода.

Вокруг Эльбруса 2008

17.08.08 По травянистому склону спустились в огромную и очень красивую долину реки Кубань. Ворошиловские коши, где находится погранзастава, остались справа, а мы пошли налево и в соседнее ущелье. По хорошо протоптанной тропе мы шли наверх к перевалу Хотютау. У подножия перевала встретили стадо овцебыков (мы решили, что это именно они) – огромные звери пугливо убегали от нас, собираясь в плотные группы. Метрах в 400 до перевала на камнях есть готовые места для палаток. Здесь мы и остановились на ночлег.

18.08.08 Перейдя через перевал Хотютау, мы вышли на плато с одноимённым названием. Дальше – движение в связке и в кошках. Ледник здорово растаял: голый лёд, снега мало до самого Приюта 11. По пути – много трещин, которые, впрочем, хорошо видны. К вечеру мы были на Приюте и разместились в палатках неподалёку от него.

19.08.08 День, посвящённый акклиматизации. Дошли до косой и чуть выше. Высота 5050 м.

20.08.08 Проснувшись в 2 часа ночи, слегка перекусили, попили горячего какао, и в 3:30 вышли на восхождение. И хотя погода то и дело менялась, восходителей в эту ночь было достаточно. Уже в 2 часа были видны огни налобных фонариков на Скалах Пастухова. Не спится же людям! Через 7 часов от начала восхождения мы были на западной вершине Эльбруса. В облаках ничего не видно. Ветрено. Но вот туман на минутку рассеялся, и нам удалось увидеть где-то далеко внизу горы, которые ещё недавно казались нам огромными.

Вокруг Эльбруса 2008

В этот же день мы спустились на ст. Гарабаши и дальше на фуникулёре до ст. Азау. Эльбрус провожал нас дождём и градом. После сытного ужина в ресторанчике на ст. Азау мы загрузились в автобус и под горные песни В. Высоцкого поехали вниз по Баксанскому ущелью.

[TypeError]
array_merge(): Argument #1 must be of type array, null given (0)
/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/local/components/custom/wall/component.php:496
#0: array_merge
#1: include(string)
	/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607
#2: CBitrixComponent->__includeComponent
	/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684
#3: CBitrixComponent->includeComponent
	/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1068
#4: CAllMain->IncludeComponent
	/home/bitrix/ext_www/strahu-net.com/archives/poxod-vokrug-elbrusa-2008/index.php:274