flag russia
Контакты
Войдите через свой аккаунт в соц.сети:
Или введите логин и пароль:
logo
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ЭЛЬБРУС 2018

Телефон в Москве:

+7 495 108-74-65

Бесплатно по России:

Мы в соцсетях:

Поход вокруг Эльбруса 2005 года.

Маршрут: пос.Эльбрус – долина р. Ирик-Чат – пик Патана - пер. Ирик-Чат – ледяное плато Джикаученкёз - Джилы Су – плато Ирахиксырт - пер. Балк-Баши – река Битиктёбе – река Кюкюртлю – пер. Кюкюртлю – Ворошиловские коши – пер. Хотютау – плато Хотютау – Приют 11 – Эльбрус – пос. Терскол.

День 1. 5 августа 2005 г. Наша группа в составе 4 человек прибыла в посёлок. Отсюда мы начали свой путь. Идём на север по конной тропе на левой стороне ущелья реки Ирик. Вокруг туман. Где-то внизу, в глубине узкого каньона шумит река. Доходим до леса. Здесь ставим наш первый лагерь и разжигаем костёр. Это первый и последний костёр на ближайшие 8 дней – дальше дров не будет.

День 2. На следующий день – погода отличная. Вокруг нас горы, которых мы в тумане вчера не видели. На севере между двумя зелёными склонами видна снежная вершина Эльбруса. После завтрака и чашечки кофе неторопливо собираем рюкзаки и двигаемся дальше. Проходим через сосновый лес и выходим к чабанскому летнику. Справа от нас остаётся красивый водопад. Далее уходим по крутому склону вправо. Немного усилий, и мы в долине реки Ирик-Ча. Ставим палатки возле шумного ручья на высоте 2800 м. над у.м.

День 3. Днёвка. Утром разбудил осёл, который диким рёвом орал на всю долину. Погода – лучше не бывает! И после завтрака мы идём на восхождение на пик Патана (~3800м., 2а к.с.) Идём сначала по осыпному, затем по снежному склону, и мы на вершине. Сняли записку группы из Киева (руководитель – Стрельникова А.В.). С пика Патана открывается прекрасный вид на восточную вершину. Как на ладони ледники Ирик и Ирик-Чат, Ачкерьякольский лавовый поток, ледяное плато Джикаученкез и пик Калицкого. Красота Эльбруса завораживает, и уходить совсем не хочется, но пора спускаться. По пути в лагерь купаемся в горном озере, температура воды в нём всего несколько градусов (фото).

День 4. Собираем лагерь и идём дальше. Впереди у нас - перевал Ирик-Чат (1б к.с.). Погода утром хорошая. Но на перевале нас накрыло облако, и пошёл дождь. Сняли записку группы из Саратова (руководитель Ветров А.А.) от того же дня. Лагерь поставили прямо на перевале.

День 5. Утром по-прежнему облачно. Вокруг ничего не видно. После обеда пошёл дождь. Мы собрали лагерь, спустились с перевала на ледяное плато Джикаученкез и направились на север, в сторону долины нарзанов Джилы Су. Пока мы перешли через это как будто бесконечное плато, промокли до нитки. Остановились на берегу широкой и бурной реки (один из истоков Малки).

День 6. Снова солнце! И мы, просушив свои вещи, идём дальше, к долине нарзанов Джилы Су. «Джилы Су» переводится с местного языка, как «тёплая вода». Это сказочное место – местный «курорт». Сюда приезжают люди со всего Северного Кавказа поправлять своё здоровье. Здесь – источники с различными видами нарзанов, которые пьют и в которых купаются. Температура воды в источниках +22,4 круглый год. Здесь есть радоновый источник и целебные грязи. Это место также называют долиной замков, т.к. здесь сама Природа создала «замки» из камня разнообразных форм (фото). Кроме того, это место примечательно 40-метровым водопадом Салтаном, над которым – созданный Природой мост через реку Малку. К северу от Джилы Су у дороги стоит одинокий каменный идол, а неподалёку от него – гора Тузлук в форме конуса или пирамиды. На вершине этой горы - каменные глыбы, некогда обработанные человеком. По мнению писателя Асова, это остатки древнего святилища Солнца. По реке Малке проходит административная граница между Кабардино-Балкарией (на юге) и Карачаево-Черкесией (на севере). Если ставить палатку на стороне Кабардино-Балкарии, к вам подойдёт дяденька и будет стрясать с вас деньги. Но если поставить палатку на северном берегу Малки, то там денег никто не стрясает. Так мы и сделали. Поставив палатку, пошли на процедуры.

День 7.Днёвка. Снова процедуры. Упившись нарзанами и хорошенько оздоровившись, пошли гулять по окрестностям. В коше купили айран (это местный кефир).

День 8. Проснулись – ещё было темно. Впереди нас ждал большой переход. Вышли на плато Ирахиксырт. Отсюда открывается прекрасный вид на двуглавый Эльбрус и его ледники. Он величественно возвышается над всеми остальными горами, которые кажутся холмами в сравнении с ним. Солнце ещё только вставало. И его лучи окрасили Эльбрус в ярко-розовый цвет. Пройдя через плато, мы вброд переправляемся через реку Кызылкол. Утром, пока ледники вверху замёрзшие, течение реки небольшое и перейти через неё не сложно. Днём река разливается, и переправиться через неё уже сложнее. Если течение бурное, и возникают проблемы с переправой, можно подождать раннего утра, а можно обойти реку по леднику Уллучиран. На некатегорийном перевале Бурунташ сняли записку группы из Днепропетровска (руководитель Игнатенко В.Ф.). Идём дальше, к превалу Балк-Баши. Солнце жарит нещадно, и Эльбрус сверкает, отражая его лучи. Мы на полчаса прилегли поспать, а затем пошли дальше. На перевале Балк-Баши (1а к.с). сняли записку группы из Великого Новгорода от того же числа, а позже встретили и саму группу. С перевала спустились в долину реки Битиктёбе и дошли до места её слияния с рекой Кюкюртлю. В этом месте мы нашли землянку чабана. В ней и остановились.

День 9. Идём вверх по лесистой долине реки Кюкюртлю. Погода отличная, а долина удивительно красива, и здесь огромное количество ягод: малина, земляника, черника. Поэтому двигаемся мы очень медленно. Пройдя за день всего 5 км. по практически ровной долине и объевшись ягодами, мы остановились на ночлег. Разожгли костёр и пожарили грибы.

День 10. Погода снова отличная. Двигаемся в сторону перевала Кюкюртлю. Дойдя до ледника Кюкюртлю, сворачиваем вправо. Идём в 500 м. от высокой скалы, с которой то и дело падают камни, и грохот разносится на всю округу. Идём вверх по камням, под которыми лёд, а затем вдоль крутого ледяного склона, с которого в нашу сторону один за другим на бешеной скорости летят камни. Пройдя этот опасный участок, идём траверсом по осыпному склону, затем подъём по снегу, и мы, наконец, на перевале. Сняли записку группы из Одессы (руководитель Бродовский М.В.). Спокойный вечер не предвещал ничего экстренного. Но какое-то внутреннее чутьё подсказало нам, и мы, не смотря на усталость, построили вокруг палатки стену из камней. Чутьё не подвело: ночью поднялся ураганный ветер. Мы думали, нас сдует туда, откуда мы пришли, но к счастью всё обошлось.

День 11. Утром мы обнаружили, что ветер порвал тент, а кое-какие вещи безвозвратно ушуршали куда-то. Мы спустились с перевала в долину реки Уллукам. Огромная, широкая и очень красивая долина. Здесь – Ворошиловские коши, где мы купили молоко, сыр, айран и яйца. Рядом с кошами - погранзастава. Пограничники проверили наши документы, и мы остановились неподалёку от них.

День 12. Погода по-прежнему замечательная, и мы неспешно собираем лагерь. Идём вверх по левой стороне долины Уллукам к перевалу Хотютау (1б к.с.). Сняли записку группы из Краснодарского края (руководитель Гуськов А.В.). Спустились на плато Хотютау. Далее идём в связке на северо-восток. По пути наткнулись на разбившийся вертолёт. Пройдя ещё немного, останавливаемся на ночлег.

День 13. Погода ухудшилась. По леднику идём к Приюту 11. Видимость плохая. На подходе к Приюту пошёл снег. Поставили палатку в старом Приюте. Мы узнали, что объявлено штормовое предупреждение на ближайшие 5 дней. Но мы по-прежнему надеялись подняться на Эльбрус.

День 14. В 2 часа ночи мы проснулись и увидели, что небо звёздное и безоблачное. Решили идти на восхождение. Но скоро и небо и вершину Эльбруса затянули облака. Мы были уже выше седловины, когда погода испортилась, и пошёл снег. Продолжать восхождение по такой погоде опасно. Мы решили не рисковать и пошли вниз. В тот же день мы на канатной дороге спустились в посёлок Терскол и отправились домой.